Города против рек

Ливневая канализация пострашнее промышленных стоков

На днях Гринпис опубликовал результаты исследований волжской воды. Вот цитата: «В пробах сточных вод в Ярославле обнаружены фосфорорганические антипирены (вызывают нарушения сна, памяти и концентрации, потерю ориентации в пространстве, головные боли, снижение аппетита), фенобарбитал (группа барбитуратов угнетает центральную нервную систему). В пробах, отобранных в двух местах Волги в черте Рыбинска, обнаружены аналогичные вещества».

Реакция на «информационную бомбу» оказалась мгновенной – на пресс-конференции «Интерфакса» представители природоохранных структур разъяснили подоплеку проблемы и пути решения. Представители Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры продемонстрировали, кстати, детальное знакомство с гринписовским докладом, хотя в широком доступе была только англоязычная версия. Все сошлись во мнении, что Гринпис не открыл ничего нового, проблема «с бородой».

– В 2010 году 46,6 процента проб питьевой воды в области показали превышенную концентрацию химических веществ, – рассказала начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Ярославской области Тамара Гладкова. – Кроме того, 17,39 процента проб оказались неблагополучными по бактериологии.

Специалисты привели и другие шокирующие данные: к примеру, о заморе рыбы 9 мая, когда навозные стоки плыли через Сонохту в Волгу. Откуда, уже не разобрать, возможно, со свинокомплекса «Залесье» или с «Ярославского бройлера». Шла речь о неучтенной сточной трубе, обнаруженной прокуратурой на рыбинском заводе «Гидромеханизация», и неработающем лучевом дренаже захоронений «зеленого масла» на бывшей площадке сажевого завода.

Трезвый взгляд на ситуацию позволил вычленить основную проблему. С каждым годом все больше предприятий системно работают над обезвреживанием сточных вод. Только рыбинский «Сатурн» построил 3 станции перекачки стоков на очистные сооружения. Сточные воды ЯМЗ содержат 1 (один) миллиграмм осадка на кубометр, при том, что городская ливневка Ярославля выдает в пятнадцать раз больше.

Именно города ведут против рек химическую войну. Ливневая канализация Ярославля – это 67 выпусков, изрыгающих в Волгу неочищенные стоки. О том, что попадает туда, например, с автомоек, лучше не рассказывать. Кстати, и в докладе Гринпис основными источниками опасного загрязнения названы не заводы, а города.

Потрясает, что у ярославской ливневки… нет явного хозяина.

– Сеть канализации принадлежит городу, – сказала заместитель руководителя областного Росприроднадзора Юлия Елизарова. – Но ответственных не видно. У выпусков хозяева вообще отсутствуют. Вместе с природоохранной прокуратурой мы намерены исправлять ситуацию.

Прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры Андрей Маркин подвел черту:

– Все документы собраны. Скорее всего, в судебном порядке отыщем ответственных лиц. Этим вопросом всерьез озаботилось и правительство области, в том числе заместитель губернатора Михаил Боровицкий. Думаю, в начале 2000-х годов выпуски ливневки не случайно потеряли хозяев, затраты здесь громадные. Правда, в других регионах ситуация не лучше, в Астрахани, например, нет такой канализации.

После того как решат проблему в областном центре, считают специалисты, другим волжским городам просто некуда будет деться, кроме того как последовать примеру Ярославля.

Алексей ВАВИЛОВ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе