Фестивальное половодье: Башмет затопил Ярославль

С места культурных событий – специально для "Ревизора.ru".
Фото: Марина Козлова


XIII Международный музыкальный фестиваль Ярославль 2021– в своем творческом зените. Разнообразные концерты и музыкально-поэтические композиции на любой вкус, премьеры с российскими и мировыми звездами исполнительского искусства проходят в Ярославле и городах области. 9 мая артистический директор Юрий Башмет, новоявленный обладатель японского Ордена Восходящего солнца II степени, лично продирижировал гала-концертом закрытия.


Ярославские премьеры спектакля-концерта "Гамлет" и музыкально-драматического спектакля "Корабль влюбленных" уже порадовали зрителей нынешнего фестиваля. Театр драмы имени Федора Волкова, на сцене которого в трагедии Шекспира блистал Евгений Миронов, и концертно-зрелищный центр "Миллениум", где на Корабле влюбленных плыли Андрей Мерзликин, Григорий Сиятвинда, Ольга Ломоносова, Надежда Лумпова, были переполнены публикой, рассаженной все же по всем правилам сегодняшних ограничений.


Ярославль.
Фото Е. Алексеевой. 


"Гамлета", в постановке Марины Брусникиной, уже мог оценить зритель Сочинского фестиваля Юрия Башмета в феврале 2021 года. Теперь ярославцы внимали чтецу Миронову и симфоническому оркестру "Новая Россия" под управлением маэстро Башмета. Особый нерв восприятию извечных вопросов человечества в формате спектакля-концерта придавала музыка Дмитрия Шостаковича. Со сцены волковского театра, известного прекрасной акустикой, уверенная игра оркестра заполняла все дальние уголки пространства. Медь в сложных эпизодах выстраивала свои ансамбли, пожалуй, лучше и более цельно, нежели в Сочинском варианте.

Юрий Абрамович так сказал о своем любимейшем композиторе перед спектаклем:

Знаете, у Шостаковича часто спрашивали о премьере нового произведения: «А о чем оно, а какая программа?»  Ну, а он… этот типичный  жест его… Он говорил: «Мне бы, понимаете, мелодию написать, сочинить». Дело в том, что он настолько глубже, чем конкретика, чем программность, что это всегда подойдет. Потому что это всегда трагедия, всегда очень яркие характеристики в его музыке. Допустим, Тринадцатая симфония о победе, а части называются, например, "Юмор". И всё.  Поэтому в случае с музыкой к "Гамлету", конечно, слышно, что он имел в виду. Мы уже заражены самой программой, и у нас все связывается. Шостакович очень точно идет этим путем. Интересно, что  музыка "Гамлета" отдельно крайне редко звучит. А в таком потрясающем синтезе и исполнении, когда Евгений читает пронзительную речь, я просто получаю наслаждение.


Фото Марины Козловой. 


Евгений Миронов заметил на репетиции перед спектаклем:

Сегодня мне было интересно, как Юрий Абрамович замечает какие-то очень тонкие - тонкие  вещи, которые я своим ухом не слышу. И я это беру на вооружение при работе над текстом.  Поэтому мы в соавторстве с Юрием Абрамовичем и, надеюсь, Шекспир с Шостаковичем. Я рад, что мы смогли сделать такой синтез музыки и слова. И мне было очень интересно попробовать в новом формате, потому что я уже в третий раз обращаюсь к «Гамлету». Первый раз это было с Петером Штайном, с немецким великим режиссером, потом с Робером Лепажем, с канадским режиссером. Сейчас третий раз. Это для меня полноценное погружение, потому что у меня есть возможность не отвлекаться на сценическое действо, на партнеров, а только текст. Партнер – мой зрительный зал, и безусловно, Шостакович. У нас была премьера в Сочи и вот сегодня второй спектакль, но честно говоря, я ощущаю премьеру. По своему состоянию. Когда начинал репетировать первого  «Гамлета», я был молодой и глупый. Мне казалось, что мой лично темперамент не совпадает с Гамлетом. По крайней мере, мне казалось, что я отомщу гораздо быстрее. Шекспир - автор больших драматических обстоятельств, которые интересно смотреть, как герой себя в них ощущает, какие решения принимает.

Также, Сочинский фестиваль передал по эстафете своему собрату-коллеге на Волжских берегах спектакль "Корабль влюбленных". Истории Орфея и Эвридики, Ромео и Джульетты, Дон Жуана и Доны Анны разыгрывались под самые лучшие классические хиты в живом исполнении оркестра "Новая Россия". Весь вечер за дирижерским пультом находился маэстро Башмет. После спектакля Юрий Абрамович принял поздравления журналистов в связи с награждением его Японским правительством Орденом Восходящего солнца II степени. Башмет признался в своем отношении к наградам:

Во – первых, это приятно, когда хвалят, поэтому я воспринимаю как признание. Если это правительственная награда, то это, по сути, реакция на хорошее ко мне отношение слушателей. То есть, когда масса людей переходит уже в государственную награду. И кроме  этого нас, надо, конечно, хвалить, потому что, те, кто ищут – мы это делаем все время – нуждаются в похвале, а критиковать мы себя умеем сами, уткнувшись под одеялом, когда один на один. Ложишься спать, то вот тут не получилось, тут не доделал. Все равно, мы это гораздо резче делаем, чем любой критик.


Фото Марины Козловой. 


С Японией и императорской семьей у альтиста Башмета сложились особые отношения. В этом тоже маэстро видит особый знак судьбы:

Это какое-то  везение, судьба, поскольку теперешний император играет на альте. Мы с ним однажды играли квинтет Моцарта в его резиденции, когда он был кронпринцем. До этого я играл с его мамой. Она замечательно играет на рояле и на арфе. У нее прекрасное звукоизвлечение. Это не самодеятельность, явно она получила хорошую школу. Когда была его инаугурация, ему Трамп подарил альт. Я подумал, вряд ли Трамп знает, что на альте играют смычком, а не медиатором, а может и знает. Я решил, что надо пошутить и в то же время поздравить его. Я послал ему смычок. Через японского посла потом передал благодарность, он ему очень понравился. Проблема была в том, что хороший по своим качествам смычок может выглядеть просто как палка, а это все-таки подарок императору. Я откопал у себя очень красивый, в золоте, современный альтовый смычок. Потом выяснилось, что он японский. Лежал он у меня лет тридцать, наверное. Кто-то когда-то в Японии мне подарил, и вот вернулся. Я им один раз поиграл и он лежал, как запасной.

В 2013 году Юрий Башмет и композитор Тору Такэмицу вместе открывали новый Tokyo Opera City Concert Hall. В честь 60-летия Юрия Башмета японцы показали фильм о творческой жизни артиста, из которого сам юбиляр узнал, что на тот момент совершил 24 концертного турне по Японии.


Фото Е. Алексеевой. 


А в Ярославле 2021 в эти сложные пандемийные времена майская афиша фестиваля не разочаровала меломанов и пестрила именами зарубежных исполнителей. Контртенор Клинт ван дер Линде (ЮАР), Gstaad Festival Brass (Швейцария), камерный оркестр "Солисты Загреба" без сомнения подарили публике фестивальное половодье чувств и эмоций. Этой весной Волга и ее приток Которосль вышли из берегов, живописно затопив набережные Ярославля. Башметовский тринадцатый фестиваль "затопил" город яркостью впечатлений, новизной имен, музыкальным обновлением.

Автор
Елена Алексеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе