Даниэль Дендра: «Доверие общества дает больше свободы планировщику»

Берлинский архитектор и урбанист Даниэль Дендра о своих российских проектах, использовании интернет-данных и участии жителей в процессе проектирования.

Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilina

событие:

Арт-Овраг 2013. Город-Сад; Балансирующий Павильон; Меняя Россию: новые архитектурные и урбанистические проекты

Даниэль Дендра, основатель бюро anOtherArchitect и проекта OpenSimSim, примет участие в фестивале новой культуры «Арт-Овраг 2013. Город-сад» в городе Выкса Нижегородской области. Весной 2013 он был членом жюри конкурса «Балансирующий Павильон», в ходе которого был выбран лучший проект арт-объекта для этого фестиваля.

Архи.ру: Своими проектами для городов вы пытаетесь улучшить там жизненную среду, повысить ее комфортность. А как вы при этом измеряете уровень комфорта?

Даниэль Дендра: Мы занимаемся не только городами: в России мы обнаружили взаимосвязь между потребностями города и прилегающих к нему территорий, поэтому при решении городских проблем нельзя забывать и о сельской местности, надо мыслить комплексно. Что касается измерения, многие наши проекты включают анализ интернет-данных. Если использовать для исследования ситуации до начала и в процессе работы обычные соцопросы, то число респондентов всегда ограничено, и их ответы нельзя экстраполировать на все общество. При этом получается некое среднее значение, а крайние значения упускаются из вида, хотя часто именно они – самое интересное. Поэтому сейчас мы исследуем «большие данные» из Интернета, огромные объемы информации, которые мы, архитекторы и урбанисты, научились анализировать совсем недавно, хотя коммерческие компании с помощью этого анализа уже зарабатывают деньги.

«Большие данные» настолько обширны, что можно подробно исследовать и крайние значения или использовать разные фильтры. Источники этой информации – любые Интернет-сервисы с функцией геолокации, которыми пользуются люди на свои мобильных устройствах: Instagram, Twitter, Foursquare. С помощью этих данных можно анализировать городскую жизнь, получая показатели на любой момент времени, поэтому и городское планирование можно теперь рассматривать как процесс. Нам не надо ждать несколько лет после реализации, чтобы понять – успешен ли проект, информацию можно считывать в реальном времени, наблюдая изменения в поведении людей, выясняя, что для них комфортно, а что – нет.


Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilina

Архи.ру: Получается, социальные медиа – это полезный инструмент для урбаниста?

Д.Д.: Да, это один из многих инструментов. Урбанисты начинают понимать его важность и разрабатывать приложения для iPhone, позволяющие жителям самим вносить информацию, улучшая в конечном счете городскую среду. У нас есть несколько подобных проектов на стадии разработки, например, во Франции мы предложили программу контроля расхода воды, действующую по типу Foursquare, сервиса, где надо регистрироваться в разных точках города и получать за это баллы. Людям нравится игровой, соревновательный момент, поэтому программа действует лучше, чем увещевания «экономьте воду – сохраняйте окружающую среду». Лучше сказать: «Посмотри-ка, твои соседи тратят гораздо меньше воды, чем ты». Кроме того, такие программы позволяют людям следить за ситуацией в реальном времени.

Например, я в своей старой квартире в Берлине получаю счет за воду раз в году, и всегда выясняется, что я потратил больше, чем рассчитывал, хотя у меня и есть счетчик. Поэтому нужно создавать среду, информирующую людей в реальном времени, в том числе и об их возможных ошибках: уже сейчас существуют системы, которые считывают данные метеостанции и температуру в квартире, и сообщают на iPhone пользователя, когда и насколько надо открыть окно, чтобы поддержать дома комфортную температуру. Эти оперативные данные нужны не только экспертам, но и всем жителям, причем надо предоставлять их не в виде суровых циферблатов со стрелками, а интересно и привлекательно.


Сайт Architectuul.com

Архи.ру: Многие ваши проекты основаны на краудсорсинге. Есть ли среди них связанные с Россией?

Д.Д.: Мы сейчас делаем «архитектурную Википедию» – сайт Architectuul.com, где много участников из России. Например, один из них опубликовал там все советские здания цирков. У нас там есть очень большая база данных по конструктивизму, советскому модернизму и т. д. Эта тема очень важна для такого просветительского проекта, как Architectuul.com, потому что между Восточной и Западной Европой всегда существовала «стена»: на Западе можно было узнать о Ле Корбюзье и других западных мастерах, еще, возможно, о конструктивизме, но никогда – о замечательном советском модернизме. В прошлом году я по приглашению Гете-института путешествовал по Средней Азии, и меня там поразили модернистские постройки советского времени. Это огромный массив архитектурного наследия, который сейчас в опасности: эти здания не считаются ценными и разрушаются. А ведь там можно найти принципы «устойчивости», полезные и для нас, а для того времени — передовые: например, широкое использование солнцезащитных устройств на фасадах. Или: я только что вернулся из Екатеринбурга, там тоже очень много интересной архитектуры 20 в., о которой не так много знают на Западе.


Штаб-квартира компании "Магнезит" в Сатке © anOtherArchitect


Штаб-квартира компании "Магнезит" в Сатке © anOtherArchitect

Архи.ру: А участие общественности в разработке проектов, когда жители предлагают свои идеи и пожелания – использовали ли вы его в ваших работах для России?

Д.Д.: Когда мы делали наш проект для города Сатка в Челябинской области, по конкурсному заданию требовались консультации с жителями. В тот момент я несколько устал от конкурсов, но это было очень привлекательно: городок в центре России проводит конкурс с участием населения. Однако в таких случаях нельзя спрашивать людей об архитектуре и дизайне напрямую, потому что каждый будет говорить о важных для него, часто мелких вещах (например, собачьих площадках), которые не помогут работе на начальной стадии проекта или в крупном масштабе. Поэтому мы придумали специальную игру, чтобы заинтересовать жителей и узнать их мнение по важным для проекта вопросам. Когда мы начали играть, оказалось, что практически каждый из присутствующих хотел высказаться. Конечно, желания людей непросто по-настоящему понять и правильно интерпретировать в рамках проекта, но мы должны как можно быстрее научиться это делать.

В целом, работа с населением очень важна: фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе интересен именно тем, что он адресован местным жителям, именно для них туда привозят арт-объекты. В этом году я был в фестивальном жюри, выбиравшем лучший проект «Балансирующего павильона», и мы говорили о том, что в следующий раз жители смогут принять участие в голосовании, потому что выбор экспертов часто сложно понять со стороны, и эта неясность – особенно в России – ведет к обвинениям вроде «результаты были известны заранее». Поэтому чем больше будет прозрачности, тем больше доверия людей к системе, а чем больше доверия – тем больше свободы планировщику.


Штаб-квартира компании "Магнезит" в Сатке © anOtherArchitect


Штаб-квартира компании "Магнезит" в Сатке © anOtherArchitect

Архи.ру: Расскажите о фестивале «Арт-Овраг» и о конкурсе на проект «Балансирующего павильона».

Д.Д.: «Балансирующий павильон» – это экспериментальная постройка, причем бриф был очень свободным: надо было спроектировать что-то необычное и новаторское. Очень важно, что организатор конкурса и фестиваля – промышленная компания ОМК, базирующаяся в Выксе – дает архитекторам и дизайнерам необходимую для них возможность экспериментировать и реализовывать свои идеи. А если эти эксперименты заставят по-другому взглянуть на мир одного или двух местных жителей, этого уже будет достаточно. Обратите внимание: новации чаще происходят не в больших, а в маленьких городах – таких, как Вайль-на-Рейне в Германии, куда компания Vitra зовет архитекторов строить экспериментальные здания на своем кампусе. Автомобильная индустрия зародилась близ Штутгарта, а не в Берлине. А в России такие фестивали, как «Арт-Овраг», переводят на нестоличные центры фокус внимания с Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Эти малые города нуждаются в предпринимателях, промышленниках, которые гордятся своим городом и хотят сделать что-нибудь на благо его жителей.

Как ни странно, в России промышленные компании гораздо более социально ответственны, чем в Европе. В Европе компания типа Nokia, получив дотацию от ЕС, строит фабрику в городе типа Бохума, но, как только ЕС перестает платить, закрывает производство, увольняет 1000 работников, и перебирается в более дешевую страну, в данном случае – в Венгрию, а потом еще куда-нибудь. Такие крупные компании уже оторвались от городов, где появились и где расположены их фабрики. Крупные российские компании, как ОМК в Выксе и «Группа Магнезит» в Сатке, по-прежнему ощущают свои корни и принадлежность к конкретному городу, пытаются развивать свою малую родину.


Ярославский Агропарк. Интеграция цифровых медиа в сельскохозяйственный проект © anOtherArchitect & TDI


Ярославский Агропарк. Уровень агролесничества © anOtherArchitect & TDI

Архи.ру: В Перми был похожий эксперимент, там пытались создать новую «культурную столицу», но эта инициатива встретила сопротивление со стороны части жителей, очевидно, эти художественные инициативы и арт-объекты показались им чужеродным, столичным вторжением в их город. Не считаете ли вы это проблемой в работе с регионами, особенно с малыми городами?

Д.Д.: Я сам участвовал в 2007 в конкурсе PermMuseumXXI, поэтому я знаю этот город, бывал там. В Перми был совершенно другой подход, большие инвестиции, они пригласили архитекторов-«суперзвезд»: это были попытки изменить город «с помощью молота». Более успешный метод – это начать с небольших экспериментов. Фестиваль в Выксе сейчас пройдет лишь в третий раз, он начался как очень маленькое мероприятие и с тех пор вырос. Подобный подход мы сами применяем все время: Ярославский Агропарк — наш проект в сельской местности близ Ярославля, Пионер-Курорт — бывший лагерь, также близ Ярославля, в обоих этих работах мы трактуем проектирование как процесс. Мы разработали для заказчика стратегию развития на ближайшие 40 лет, т. к. сельскохозяйственный участок очень крупный, 8 000 га – размером с Манхэттен. И мы создаем для него концепцию для 2050 года, чтобы было ясно, в каком направлении двигаться, но это именно концепция, она может поменяться в любой момент. И процесс реализации состоит из маленьких шагов, каждый из которых требует точечной инвестиции и подразумевает выгоду для местных жителей; каждый такой шаг – это эксперимент, если он не удастся, это нестрашно, т. к. это малый масштаб, и на следующем этапе мы попробуем что-нибудь другое; а если он будет успешным, то мы сможем увеличить его размах.


Ярославский Агропарк. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDI


Ярославский Агропарк © anOtherArchitect & TDI

Подобным образом мы в Сатке совместно с «Магнезитом» разработали руководство по применению фирменного стиля компании для дизайна промышленных зданий, которое будут использовать ее сотрудники и приглашенные художники. Все эти проекты – совершенно иные, чем ситуация в Перми, где были грандиозные прожекты, где хотели полностью изменить город, пригласив для разработки мастерплана бюро KCAP, провели конкурс на здание музея, а председатель его жюри в итоге спроектировал там другой музей: странная история, которая показывает, что так делать нельзя. Потому что процесс проектирования – это также и возможность участия в нем общественности: жители могут понять любой замысел, они вовсе не глупы. И в результате получается работа «снизу вверх», в отличие от пермского пути, где все проекты насаждались сверху.

Архи.ру: Ваш проект в Сатке с участием жителей в форме игры: это проект для «Магнезита» или для городской площади?

Д.Д.: Это проект для площади в Сатке, с которым мы выиграли конкурс, но теперь мы работаем с «Магнезитом» и над другими объектами в этом городе, и везде мы приглашаем к участию жителей.

Архи.ру: И так вы постепенно меняете Сатку?

Д.Д.: Я постепенно меняю Россию!

текст: Нина Фролова


"Пионер-Курорт" близ Ярославля. Концепция брендинга и вид сверху © anOtherArchitect & TDI


"Пионер-Курорт" близ Ярославля. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDI


"Пионер-Курорт" близ Ярославля © anOtherArchitect & TDI


"Пионер-Курорт" близ Ярославля © anOtherArchitect & TDI


Концепция брендинга для ЖК "Загородный квартал" в Москве © anOtherArchitect & TDI


Концепция ландшафтного решения для ЖК "Загородный квартал" в Москве © anOtherArchitect & TDI

Нина Фролова

Агентство Архитектурных Новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе