Прогулка по старой Голубятной

Есть в Ярославле улица, обаянию которой трудно не покориться. В старину она звалась Голубятной, а в наши дни носит имя Валентины Терешковой. Так уж сложилась судьба этой улочки, что селились здесь удивительные люди – оригиналы и мечтатели, не снискавшие чинов, не скопившие состояний, но оставившие о себе добрую память.
Летите, голуби, летите…
Романтичное название «Голубятная» закрепилось за этой улицей в начале XVIII века. Легенда гласит, что местные жители издавна славились искусством разведения голубей, и эта версия имеет под собой реальные основания. В частности, в 1802 году в Ярославле числилось 65 «охотников», содержавших так называемых чистых гонных голубей, почитавшихся лучшими в России. В донесении Императорскому вольно­экономическому обществу говорилось, что «оные голуби отправляются в Санкт­Петербург и Москву в небольшом количестве, но вообще, кроме охоты, большого промысла от них не имеют».
Изначально Голубятная улица была короткой и заканчивалась у Воздвиженского (ныне Флотского) спуска. Дальше шла уже другая, Петровская, улица, ведущая к церкви Петра и Павла на волжском берегу (церковь эта была уничтожена при строительстве Октябрьского моста). Регулярный план 1778 года «спрямил» Голубятную и Петровскую в одну линию под общим названием Петропавловская. Однако в обиходе, как и на некоторых картах, эти улицы частенько именовали по старинке. Подобное «упрямство» привело к тому, что советской власти пришлось объединять их заново – теперь уже под именем Голубятная, нейтральным с идеологической точки зрения. Спор двух названий завершился, пожалуй, лишь после полета в космос Валентины Терешковой. В том же 1963 году улица с гордостью приняла имя нашей знаменитой землячки.

По зову сердца
Начинаясь внушительным зданием ярославской мужской гимназии (ныне здесь располагается ЯрГУ им. П.Г. Демидова), Голубятная улица влекла прохожего под сень зеленых палисадников и невысоких особнячков. Каждый из них сегодня словно ларчик с секретом. Взять хотя бы необычное на первый взгляд строение на перекрестке с улицей Суркова. Сейчас здесь, как и в советское время, парикмахерская, но в начале XX века это был храм! По благословению духовной консистории дворянка Анна Нелидова взяла на себя обязательство выстроить на территории своей усадьбы домовую церковь с колокольней. К 1902 году небольшой храм был освящен во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а для отправления богослужений сюда был назначен «заштатный» священник. Согласно последней воле госпожи Нелидовой она была погребена в склепе под храмом, а службы продолжались здесь до революции.
На противоположной стороне улицы в то время стоял еще один затейливый особнячок, деревянный, с оригинальной крышей и нарядным балконом. В 1889 году его выстроил один из самых известных архитекторов Ярославля Николай Поздеев, автор часовни Александра Невского и дома «с атлантами». Этот сказочный терем он возвел для своей семьи и жил здесь с женой и маленьким сыном. Однако счастье, увы, было недолгим. Через 4 года, заболев туберкулезом, архитектор скончался. Умерла и его жена, а опекуны оставшегося сиротой сына вынуждены были продать удивительный дом. Особняк Поздеева пережил хозяина на сотню лет и лишь недавно, на наших глазах, сгорел. А на его месте в прошлом году появился новодел – похожий, но уже не столь обаятельный.

Таинственная башня
В 1905 году покой Голубятной улицы вновь был нарушен необычным новоселом. Здесь решил обосноваться под старость Михаил Платонович Кнопф, преуспевающий строительный подрядчик. Помимо архитектуры он интересовался астрономией и садоводством, превосходно играл на скрипке и учился живописи у Василия Перова. Стоит ли удивляться, что для себя этот незаурядный человек выстроил поистине диковинный особняк с асимметричными фасадами и причудливой башней с многогранным куполом.
По слухам, башня предназначалась для младшего сына Кнопфа – инвалида от рождения. В башне была устроена «обсерватория» с телескопом, а впоследствии, когда мальчик увлекся живописью, она стала художественной мастерской. Здесь, любуясь волжскими пейзажами, юноша рисовал и мечтал, забывая о своем недуге.
В 1916 году, после смерти Кнопфа, особняк был продан известному ярославскому невропатологу Валериану Лихачеву. Будучи энтузиастом своего дела, Лихачев мечтал открыть на территории усадьбы лечебницу, однако, к сожалению, Первая мировая война, а затем революция не дали смелым планам осуществиться.

Особняк архитектора Саренко
В начале XX века по Голубятной ходил трамвай, спускаясь по Воздвиженскому спуску к волжским пристаням. А вот за перекрестком квартал был более тихим. Самым модным здесь, пожалуй, был особняк губернского архитектора Григория Саренко, подарившего нам ресторан «Бристоль» и пожарное депо на Красной площади.
Почему же архитекторы так любили эту улицу? Может, за уют и близость к Волге, а может, за свободу творчества, которую предоставляли им нуждавшиеся в обновлении дома. Купив старинный особняк на Петропавловской (ул. Терешковой, д. 23), Саренко перестроил его в духе актуального в те годы модерна, украсив керамическим фризом и изящным парапетом на крыше.
После революции дом Саренко подвергся «уплотнению», превратившись в коммуналку. Но сам архитектор, не замечая тягот быта, с воодушевлением проектировал «соцгорода будущего», возводил для рабочих дома, которые в народе называли дворцами.
Однако в конце 20­х годов государство провозгласило курс на возведение дешевого жилья казарменного типа. Саренко с этой позицией примириться не смог, а критики советская власть не прощала. В 1935 году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» архитектор был арестован и сослан в Казахстан, а спустя 3 года расстрелян.

Бескорыстный купец
Завершает улицу Терешковой еще один нарядный особняк, пройти мимо которого просто невозможно. До революции эта усадьба принадлежала богатому ярославскому купцу Николаю Константиновичу Андронову, о котором мы уже рассказывали на страницах нашей газеты. Занимался Андронов прозаичным, но доходным бизнесом – торговлей железом. Однако не столько благами земными был богат ярославский купец, сколько редкими для своего сословия качествами – душевной чуткостью и бескорыстием. Благотворительность не являлась для Андронова данью моде или светской обязанностью – Николай Константинович был меценатом по убеждению. По соседству с собственным особняком Андронов выстроил здание богадельни для престарелых, а внушительный список сиротских домов и благотворительных комитетов, попечителем которых состоял торговец железом, сделал бы честь иному миллионеру. В 1903 году на свои средства Андронов основал в Коровниках бесплатную народную читальню. Именно с этого книжного собрания ведет родословную нынешняя библиотека им. А.П. Чехова на Суздалке.
Бурный XX век разметал по свету судьбы, взорвал патриархальную тишину усадеб рокотом новых строек. Затейливые особняки, пережив эпоху коммуналок, лишь сегодня постепенно возвращают былую красоту. Однако дух мечтателей все еще живет под сенью старых зданий, и, может, не случайно эта улица носит сегодня имя самой смелой женщины планеты, отправившейся к звездам вслед за своей мечтой.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе