Главный архитектор Ярославля: Город ждут транспортный коллапс и бесконечные пробки

Если не забрать приоритет у личных автомобилей.

На прошлой неделе главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов рассказал, что мэрия работает над новым Генеральном планом города, который включает в себя обновленную версию транспортной схемы. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию, ведь Артем Юрьевич предложил сместить приоритет на дорогах в пользу общественного транспорта, ввести платную парковку в центре города, отказаться от расширения основных магистралей и, как подумали ярославцы, уплотнить застройку Кировского и Ленинского районов (это не совсем так, подробности — ниже).


И хотя новый Генеральный план и концепцию развития транспортной системы Ярославля разрабатывают сразу на 20 лет до 2045 года, жители города не верят, что все задумки получится воплотить в жизнь. Одни просят мэрию заняться решением насущных проблем, например, обновлением подвижного состава и уборкой улиц, другие считают, что чиновники просто имитируют бурную деятельность, а в действительности до реализации планов дело не дойдет.

ЯРНОВОСТИ поговорили с Артемом Цымбаловым, чтобы попытаться расставить все точки над i. Корреспондент агентства выяснил, зачем нужно пересматривать Генеральный план и почему без изменений Ярославль может остановиться в развитии.


— Артем Юрьевич, сейчас все изменения, особенно после прошлогодней транспортной реформы, воспринимаются ярославцами в штыки. Зачем все-таки менять Генеральный план и можно ли обойтись без пересмотра схемы движения автобусов, маршруток и троллейбусов?

— Генеральный план необходимо обновлять, это основной документ долгосрочного планирования, который разрабатывается минимум на 20 лет. Действующий Генплан Ярославля был принят 16 лет назад, то есть в 2025 году в него нужно вносить изменения. Сегодня мы разрабатываем совместно людьми предложения по внесению изменений, в том числе в схему транспортной инфраструктуры. В предыдущие годы ярославцы многократно проводили уличные собрания, демонстрации, показывая, что изменения назрели.

Жители, например, выступают против изъятия земельных участков для строительства магистралей. Вместе с тем поступают сигналы о проблемах с низкой пропускной способностью Московского проспекта, проспекта Фрунзе и других популярных улиц, соединяющих периферийные районы с центром. И люди вынуждены стоять в пробках часами как в общественном, так и в личном транспорте.

Чтобы решить эти проблемы, мы и составили техническое задание (ТЗ) на разработку предложений по изменению Генплана, в котором учли пожелания ярославцев. Еще раз подчеркну, реализация задумок будет возможно только после согласования с горожанами, экспертами и депутатами.

— Можно ли уже сказать, как сильно новая транспортная концепция будет отличаться от того, что есть сейчас?

— То, насколько планируемые изменения будут глобальными, сегодня представить сложно, решать ярославцам. Но можно сказать точно, что мы заложили в ТЗ ограничения на изъятие земельных участков для расширения дорог и транзитное движение большегрузного транспорта, а также создание платных парковок там, где это действительно необходимо.

— Пожалуй, многие автомобилисты были бы рады расширению дорог. Дополнительная полоса уменьшит пробки, появится больше места для парковки, да и на дороге банально станет посвободнее. Или все-таки это путь в никуда и нельзя бесконечно расширять проезжую часть?

— Все мы прекрасно понимаем, что нельзя допустить изменение центральной части города в угоду пропускной способности. Иначе мы просто потеряем наше культурное наследие. Необходимо решать вопрос транспорта другими способами. Мировая практика подсказывает, что все возможно: создание выделенных полос, ограничение парковок в некоторых частях города, реверсивное движение, введение на отдельных улицах одностороннего движения, управление светофорными циклами. Но, повторюсь, все это происходит без изменения исторического облика и изъятия земель у горожан. 

— К платным парковкам в центре города пришли многие большие города. Это позволяет разгрузить самые популярные улицы и приносит хорошие деньги в бюджет. Но так ли необходимы они в Ярославле?

— Вопрос платных парковок, судя по дискуссии общественников и горожан, давно назрел. Опираясь на их мнения, мы включили этот вопрос в техническое задание. Платные парковки, по нашему мнению, позволят сохранить исторический облик центра и сделать улицы более комфортными.

— В социальных сетях все чаще можно увидеть комментарии, что Ярославль — не европейский город, у нас своя специфика и зарубежные урбанистические практики нам не подойдут. Так ли это?

— Одна из задач, которая вполне нам под силу, и она уже заложена в стратегию социально-экономического развития Ярославля, это увеличение функциональности городской периферии. Мы должны создавать локальные центры во всех спальных районах. В итоге это должно привести к тому, что ярославцы лишний раз не поедут в центр, а найдут все необходимые услуги в своем районе. Это точно возможно реализовать в наших реалиях.

Мы сегодня отмечаем высокую потребность в велосипедных дорожках, в пешеходных маршрутах, дополнительных зонах отдыха. В техническое задание все эти вопросы также заложены.

И сегодня мы обсуждаем документ, который поможет городу устойчиво развиваться, несмотря на политическую турбулентность, делая город комфортнее для жителей.

— Наибольший резонанс вызвали ваши слова по поводу уплотнения застройки центральных районов города. Зачем это нужно?

— Важно понимать, что в исторической части города, относящейся к ЮНЕСКО, новое строительство просто невозможно. Мои слова относились к прилегающим к центральной части кварталам со значительным количеством ветхих и аварийных жилых домов, зачастую это деревянные бараки 30-40 годов постройки. Мы обязаны соблюсти интересы проживающих в этих районах людей, желание многих видеть их жилье более комфортным и новым. Одновременно с этим важно не допустить жилую застройку города без соответствующей инфраструктуры.

— Карабулинская развязка уже стала городской легендой. Как сейчас с ней обстоят дела, попадает ли она в Генплан 2025 года?

— Она учтена в Генплане — это один из примеров правильного транспортного решения, позволяющего обеспечить сообщение между частями города, минуя центр. В проекте минимизировано изъятие земельных участков.

Я уверен, что предложения по изменению Генплана, которые мы выносим на обсуждение, позволят сделать жизнь в городе комфортней. И только люди, не болеющие за город всей душой, могут этого не видеть. Я прошу всех неравнодушных горожан присоединиться к обсуждению изменений, вносимых нами в Генеральный план города.

Автор
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе