Борисоглебский мужской монастырь

  • Борисоглебский мужской монастырь
  • Повесть о Борисо-Глебском на Устье монастыре
  • Житие преподобного Иринарха, затворника Борисо-Глебского монастыря

Основан в 1363 в 18 км от Ростова Великого на горе, омываемой p. Устьей, по благословению преподобного Сергия Радонежского троицкими старцами Федором и Павлом. Монастырь рассматривался и как укрепление, прикрывавшее дорогу Ростов Великий - Углич. В начале XVI в. начали строить каменные здания. Архитектурный ансамбль сложился в 1520-1690 гг. В конце XVII в. построены. стены с 15 башнями, Сергиевским надвратным храмом, звонницей (XVI-XVII вв.) и Сретенским надвратным храмом (1680) - пятиглавым, с богатым декором, с двумя круглыми башнями с открытыми галереями с западной и южной сторон, с прямоугольной апсидой, с узорочьем.

Древнейшее сооружение - собор св. Бориса и Глеба, построен на месте деревянного храма в 1522-24 (зодчий - Г. Борисов) - одноглавый, кубический, с трехгранными апсидами, четырехстолпный. Пристройки - паперть и придел св. пророка Илии с западной стороны (начало XIX в.). В 1779 сооружен луковичный купол. Стены расписаны в начале XX в. в манере росписей Владимирского собора в Киеве (худ. Егоров). В алтаре сохранилась фресковая роспись второй половины XVII в. В соборе - мощи преподобного Иринарха-затворника (ум. 1013), гробницы основателей монастыря - игуменов Федора и Павла. В западной и северо-западной части храма Благовещения трапезная, два жилых корпуса, колокольня.

В монастыре хранилось знамя, оставленное в 1610 г. гетманом Сапегой, которое он вручил преподобному Иринарху.

После 1917 закрыт. Возрожден 24.XI I994. В 2000г. в монастыре - 5 человек братии. Управляет монастырем игумен Иоанн (Титов). Адрес: 152170, Ярославская обл., пос. Борисоглебский, Советская пл., 10. Тел. 2-15-41

МОНАСТЫРИ. Энциклопедический справочник.М. 2000


План Борисоглебского монастыря. 1-Сретенская надвратная церковь, 2-собор Бориса и Глеба, 3-звонница, 4,5-настоятельские покои,церковь Благовещения, 6-Сергиевская надвратная церковь, 7-казначейский дом, 8-просфорный дом(кухня), 9-старые настоятельские покои, 10-братский корпус, 11-стены и башни

[Image]
Сергиевская надвратная церковь. Ворота. XVII век.
[Image]
Благовещенская церковь. Крыльцо трапезной. Конец XVII века.

[Image]
Сретенская надвратная церковь. 1680 г.
[Image]
Стены и башни монастыря. Конец XVIIв.

[Image]
Звонница и Сергиевская надвратная церковь.
XVI-XVII вв.

Северо-западная угловая башня

    Фотографии из книги: В.Н. Иванов. Ростов Великий. Углич. М. 1964

{mospagebreak}Повесть о Борисо-Глебском на Устье монастыре

На всем видимом написано
свидетельство о Невидимом
(Рим. 1.20).

    Ростовский Борисо-Глебский монастырь прославлен многими русскими святыми, насельниками и благочестивыми мирянами.

    Монастырь был основан в 1363г., во времена Димитрия Донского, при Ростовском князе Константине и Ростовском епископе Игнатии - но благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, указавшего пустынникам Федору и Павлу место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Моложе прославленной Троице-Сергиевой лавры на 28 лет, Борисо-Глебский монастырь - ее родной брат, как и монастыри Симоновский и Спасо-Андрониев в Москве, Киржачский, Дубенский, Голутвин в Коломне, Высоковский в Серпухове, также основанные преподобным Сергием игуменом Радонежским.

[Image]
Юго-восточная башня монастырской стены
[Image]
Купола надвратной Сергиевской церкви

    Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест - благословение преподобного Сергия Радонежского первостроителям Федору и Павлу. В XVI веке он был оправлен басменным серебром с небольшим литым распятием и тремя дробницами. На задней стенке серебряной оправы - чеканная надпись: "Благословение игумена Сергия". В 1873г. при архимандрите Евангелие крест вложили в вызолоченный футляр, украшенный резьбою и чеканкою на меди. "Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И место сие велми возградится и в предбудущие времена будет превозносимо под большими лаврами", - эти пророческие слова преподобного Сергия Радонежского сбылись в дальнейшей истории обители.

[Image]
Южная стена с башнями
[Image]
Святые ворота

    Первоначальниками и первостроителями Ростовского Борисо-Глебского монастыря были преподобные Федор и Павел. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. Их память почитается 22 октября (4 ноября), в один день с празднованием в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

    Сохранилась "Повесть о Борисо-Глебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало", повествующая о трудных днях преподобных:

    "Благослови, отче.
    Сначала о том, что слышал я от древних старцев, а писаний об этом мало нашел. Пришел из земли Великого Новгорода в сие пустынное место преподобный Феодор и поселился там. О роде же его и происхождении ничего я не узнал и какого монастыря был постриженником - тоже, нет описаний и того, как он многие годы здесь пребывал. Леса же на этом месте исконно были лиственные, а дорога проходила из Каргополя, из Белоозера и других городов к царствующему граду Москве и к Ростову.

    Пробыл он в этом пустынном месте три года, и никто, кроме одного Бога, не знал о нем, обитающем в одинокой келье. При той дороге он повесил сплетенную из лыка корзину, и многие проезжающие люди догадались, что здесь живет пустынник, и начали, Бога ради, класть туда когда хлеб, другой раз овощи и прочую милостыню. Он собирал ее и подавал проходящим нищим. Нищие из многих сел узнали о нем и приходили на это место за подаянием. Преподобный же всем, что сам в подаяние получал, делился с ними. Пришел к нему брат по имени Павел. Преподобный его с радостью принял, как если бы некое сокровище обрел.

О начале обители

    Во дни благочестивого великого князя всея Руси Димитрия Ивановича - в четвертый год его правления, при священном митрополите всея Руси Алексии, при ростовском князе Константине и при ростовском епископе Игнатии преподобный Сергий пришел в Ростов к Пречистой Богоматери и к чудотворцам помолиться. Узнав об этом, преподобные пустынники Феодор и Павел пошли в Ростов и просили князя и епископа разрешить им построить в этом пустынном месте церковь и монастырь, а преподобного Сергия просили, чтобы он выбрал место, где им поставить церковь, и благословил строительство.

    Преподобный же Сергий сделал по их прошению: пришел с ними и долго ходил по пустыне той, пустынники же показывали ему то одно, то другое место, какое они думали избрать. Преподобный все осмотрел и пришел на то место, где и доныне стоит церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и сказал им: "Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, который в последующие времена будет прославлен наравне с большими лаврами" - и, пожелав им мира и Божией милости, продолжил путь свой.

[Image]
Крыльцо собора св. князей Бориса и Глеба
[Image]
На монастырской стене

О предсказании преподобным

    Преподобные пустынники расчищали место и рубили лес, где надлежало воздвигнуть храм, и, когда они легли отдохнуть от трудов своих, им обоим в тонком сне предстало одно видение: явились им два светлых воина, вооруженных и облаченных в царские багряные одежды, и сказали Христовы воины: "Трудитесь на месте сем. Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступно будем помогать вам и тем, кто будет после вас строить место сие".

    Преподобные припали к их ногам и спросили: "Кто вы, господне наша?" Воины же стали невидимыми, и послышался голос: первый наименовал себя Романом, второй - Давидом. Когда пустынники пришли в себя от великого страха и изумления, один другого поднимает и рассказывает о чудесном видении, второй говорит, что и он то же видел и слышал. И, встав, они возблагодарили Бога и усилили труды свои и заботы о будущем.

    И начала стекаться к ним братия, и мирские люди-древоделы - в помощь строительству. И так как число братии со временем умножилось, то умолили преподобного Феодора, чтобы стал он игуменом, и благодать Божия на месте сем пребывала. Среди многих христолюбцев началось почитание этого святого места, и они, презрев земные блага, стали туда приходить, ища иноческого жития. Преподобный Феодор принимал их с радостью и причислял к братии.

    В ростовской земле многие знатные люди перед кончиной начали делать вклады и завещать на помин души своей вотчины, поля, деревни и пожни. И потому преподобный Феодор еще усерднее и успешнее трудился с Божией помощью над строительством монастыря и собиранием братии. Он воздвигает теплую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы вся братия могла в ней собираться. Преподобный Феодор заботился о сей обители долгие годы и по Божией милости и заступлением Пречистой Богородицы и с помощью Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба построил церкви, поставил кельи, устроил многое, что нужно для монастырской жизни, и нивы и пашни монастырю приобрел, и людей многих и домашний скот на службу в обитель определил. И хотя был он уже в преклонных годах, но не прекращал трудов и не давал телу своему покоя, но и еще одно дело во славу Божию задумывает: чтобы дал ему Бог найти место, пригодное для рыбной ловли.

[Image]
Западная стена монастыря

[Image]
Звонница с церковью во имя св. Иоанна Предтечи и честного его Собора

Об уходе святого из Борисо-Глебского монастыря

    Возложив упование на Христа, вскоре отправляется он в путь. Предав обитель в руки Божий и Пречистой Богородицы и призвав на помощь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, он поручает заботы о монастыре и братии сопостнику своему брату во Христе Павлу и уходит в Вологодские земли, взяв с собой двух братьев из учеников своих.

    Там нашел он место, пригодное для строительства монастыря, называемое Святая Лука, и захотел занять участок земли и поставил одну маленькую келейку. Но живущие в окрестностях неразумные язычники, к тому же чудского племени, сего преподобного трудника изгнали. И хотя они его прогнали, он шел, Богом наставляемый, и молился за причинивших ему зло и утешал учеников своих, говоря: "Не печальтесь, братья. Господь нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас" (Пс.45), и другие псалмы читал, и еще поучал их: "Сказал Господь своим ученикам, если изгонят вас из одного города, идите в другой".

    И, проходя по многим пустынным местам, как бродит охотник в поисках нужной ему дичи, пошел в Белозерские края и, обойдя все пустынные места около всего Белого озера, нашел одно, очень красивое и удобное для строительства монастыря - на другом берегу, в устье реки Ковжи. Места эти только начали заселять и обрабатывать. Белоозеро было тогда собственностью удельного князя Андрея Димитриевича, сына Димитрия Донского.

    Преподобный Феодор выбрал пригодное место и, возложив надежду на всесильного Бога и имея помощницей Пречистую Богородицу, пускается в путь к царствующему граду Москве и бьет челом и просит удельного князя Андрея Димитриевича Можайского и Белозерского, чтобы тот пожаловал ему место, где воздвигнуть церковь Николы Чудотворца и построить монастырь. И Божией милостью и с помощью Пречистой Богородицы и дивного чудотворца Николы и страстотерпцев Бориса и Глеба вскоре просимое получил. Жалует его князь Андрей Димитриевич, дает ему свои жалованные грамоты на починки, и на пожни, и на рыбные ловли. Получив жалованные грамоты, он возвратился в Борисо-Глебский монастырь и вскоре поставил игуменом над братией вместо себя Павла.

[Image]
Северо-западная часть Борисо-Глебского монастыря
[Image]
Торговые ряды под монастырскими стенами

Об уходе преподобного на Белоозеро

    Предав монастырь и возлюбленного брата во Христе игумена Павла и братию в руки Божий и Пречистой Богородицы и великим страстотерпцам Христовым Борису и Глебу, пускается он в путь. И, придя с Божией помощью на место, о котором говорилось, приступил к работе, прилагая труды к трудам и слезы к слезам. И, воссылая к Богу и к Пречистой Его Матери угодные молитвы, а чудотворца Николу помощником имея, воздвигает храм Николы Чудотворца, а потом строит все необходимое монастырю.

    Узнав о пребывании преподобного на том месте, стали приходить многие крестьяне православной веры: одни - нуждаясь в благословении, другие - возжелав иноческого жития; "и преподобный с радостью их принимал. Здесь он прожил столько, сколько нужно, чтобы храм воздвигнуть, и монастырь устроить, и братию собрать, и игумена назначить, а в глубокой старости, предчувствуя скорое отшествие ко Господу, возвратился в свою обитель - Борисо-Глебский монастырь.

    Игумен Павел и братия достойно его приняли, духовно радовались трудам его и подвигу и воздали хвалу Всемогущему Богу и Пречистой Его Матери. Все - и братия и те, кто допускался к трапезе, - все вместе телесно и духовно радовались. Никольский монастырь преподобный объединяет с Борисо-Глебским и все заботы по управлению возлагает на любимого брата во Христе игумена Борисо-Глебского Павла. И до сего дня зовется Никольский монастырь на Белоозере Борисо-Глебским, игумена в нем назначает и братией управляет Борисо-Глебский игумен.

    И в скором времени, в октябре месяце 22 числа, в день памяти святого отца нашего равноапостольного Аверкия, принеся достойное покаяние с миром отошел ко Господу преподобный основатель Борисо-Глебского монастыря Феодор. Преподобный же игумен Павел с братией, окропив слезами много потрудившееся тело его и обрядив, погребли его с честью.

    По преставлении преподобного игумен Павел усилил свои духовные подвиги, а также по воле Божией начал заботиться о двух монастырях, исправляя все нестроения, и, прожив довольно долго, отошел ко Господу, принеся достойное покаяние.

[Image]
Северо-восточная башня монастырской стены

    После этого преподобного игумена Павла первым игуменом был игумен Савелий, вторым - игумен Михаил, третьим - игумен Иона, четвертым - игумен Питирим. При игуменах Ионе и Питириме благоверный и христолюбивый великий князь всея Руси Василий Васильевич и благородная мать его великая княгиня Софья, имея ревность к Пречистой Богоматери и к великим страстотерпцам Борису и Глебу, начали особенно почитать сию обитель и щедрыми дарами ее осыпали. И с тех пор начал великий князь Василий Васильевич называть монастырь своим, а игумен Питирим крестил у великого князя сына-князя Ивана.

    После Питирима первым игуменом был Феодосии, вторым - Пафнутий. третьим - Игнатий, четвертым - Киприан, пятым - Илья, шестым - Феофил. Сей последний был в монастыре на игуменстве и на строительстве 30 лет и многие за Христа подвиги совершил, став наследником преподобных основателей монастыря.


Надвратная церковь во имя Сретения Господня и стены монастырского братского корпуса

    Сей же Феофил замыслил великое дело во славу Божию. Обратившись с молитвой к всесильному Богу и Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице и имея помощь великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и основателей монастыря преподобных Феодора и Павла, он, по повелению, благоверного и христолюбивого великого князя всея Руси Василия Ивановича и по благословению архиепископа Ростовского Иоанна, начал строить в монастыре каменные храмы и прочие службы.

    И заложил основание церкви великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба в 7030 (1522) году 18 июня, и освящена была церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба архиепископом Ростовским Иоанном в 7032 (1524) году 22 сентября.

    И в тот же год 30 июня по благословению архиепископа Ростовского Иоанна заложил основание теплой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной, и она была освящена при благоверном великом князе всея Руси Василии Ивановиче архиепископом Ростовским и Ярославским Кириллом в 7035 (1527) году 7 октября.

     Во время строительства сего каменного здания подвижник Феофил начал беспокоиться и печалиться, что известь издалека приносится и потому дорого поставляется. И посылал он судами на плес вверх по реке Которось до Ярославля, но путь был тяжелый, и далеко было по рекам Которось и Волге. И он бил челом христолюбивому князю всея Руси Василию Ивановичу, чтобы государь позволил в своих селах и в княжеских и боярских вотчинах свободно искать известь. Благоверный и христолюбивый государь великий князь Василий Иванович дал ему жалованные грамоты с разрешением в Ростовском и Переславском уездах беспрепятственно добывать известь там, где найдет ее. И хотя Феофил посылал во многие места и многие усилия прилагал, но нигде не смог найти достаточно извести для завершения работ.

[Image]
Пруд у северо-западной угловой башни

    И сильно опечалился, что смог начать, но не смог завершить постройку. И к Всесильному Богу и к Пречистой Его Матери и к великим Христовым страстотерпцам на молитву преклоняется и с глубоким сердечным сокрушением непрерывные слезы из очей изливает - и вскоре от Всемогущего Бога и Пречистой Его Матери обретает желаемое. От великих и светлых Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба получив предсказание, нашел он в вотчине Пречистой Богоматери и великих страстотерпцев известь - в пяти верстах от монастыря.

    По преставлении Феофила открыл это многим из нас ростовский мастер, строитель каменной церкви, Григорий Борисов во время работ с теплой церковью. "Позван я был к Феофилу келейником его, когда Феофил стоял на молитве. Повелел Феофил мне войти в келью свою, келейнику же повелел выйти, и запретил мне рассказывать о том. что узнаю. А сам стоит в слезах и говорит мне: "Григорий, скажу тебе нечто, но ты не смей никому из братии рассказывать, а если до смерти моей кому скажешь, то я сильно страдать буду в жизни моей". Я же ему обещался особенно при жизни его никому не рассказывать. Преподобный же Феофил начал мне говорить: "Григорий, не унывай и впредь трудись над каменным зданием, потому что не презрел Бог и Пречистая Богородица и великие страстотерпцы грешного моего моления". И назвал день и время, когда это произошло, и рассказал: "Стоял я вечером на обычном правиле и забылся, задремал. И предстали мне два светлых Христовых воина - храбрые страстотерпцы Борис и Глеб - и сказали мне: "Не печалься об извести, даст тебе Пречистая в родной нашей вотчине известь близ монастыря - и при тебе и после тебя начнется и не прекратится каменное строительство. А мы будем помогать постройке монастыря". И стали невидимыми. И вот на третий день принес мне крестьянин из монастырской деревни, называемой Кочарка, лукошко камней: нашел, говорит, на поле сверху на земле. И я послал ее в пекарню в печь, обожгли и принесли мне, показали - известь была как снег. И я послал людей разузнать и нашел известь достаточно для каменного здания". И на будущие постройки, как утверждали святые и предсказывал старец Феофил, ее хватило".

    По преставлении Феофила игумены Стахий и Вассиан и прочие игумены усердно трудились над строительством каменных зданий, и как задумают каменное строительство, то находят известь на том месте, у той же деревни, где Феофил нашел. И так по милости Божией и Пречистой Богородицы и с помощью великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами преподобных основателей Феодора и Павла обитель строится. Аминь".

[Image]
Панорама Ростовского Борисо-Глебского на Устье монастыря (реконструкция)

    Издание Борисо-Глебского монастыря. 2000г. Рисунки Александра Орлова

{mospagebreak}Житие преподобного Иринарха, затворника Борисо-Глебского монастыря

    В XVI веке в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался в иноческом чине преподобный Иринарх, проведший в добровольном затворе и веригах в уединенной келье 30 лет, вплоть до своего преставления 13 января 1616г. Рукописное сказание о его жизни и подвигах составил ученик преподобного Иринарха инок Александр, находившийся рядом с затворником на протяжении тридцати лет.

    Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондаково в крестьянской семье. Во святом крещении младенцу дано было имя Илия. Ребенок рос быстро, возлюбил смирение и кротость. Будучи шести лет, он однажды сказал матери: "Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям". Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.

    До восемнадцати лет Илия рос при своих родителях. Когда в округе наступил голод, он отправился на заработки к Нижнему Новгороду. Два года не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его и послали двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ Нижнего в селении, где он работал у крестьянина; обрадовавшись встрече, они остались с ним.

    Сидя однажды вместе с другими в комнате, Илия стал неутешно плакать. Все изумились и спрашивали о причине. Он отвечал им: "Вижу преставление своего отца; несут родителя моего светлые юноши на погребение". Все дивились, как он мог видеть за триста верст. Когда в том же году Илия возвратился домой и спросил мать об отце, то услышал, что отец его преставился в Успенский пост того же года. Припомнил он видение и сказал матери: "В то время я видел родителя моего: несли его светлые юноши на погребение". Мать утешилась, слыша необычные речи сына.

    После смерти отца Илия с матерью и старшим братом Андреем переселились в город Ростов, купили дом и завели торговлю. Илия, строго соблюдая девственную чистоту, желал совершенно оставить мирскую жизнь и принять ангельский образ. Подготовившись должным образом, он взял однажды святой крест, благословился им и собрался в путь. Матери сказал: "Иду в монастырь ко святым страстотерпцам Борису и Глебу на Устье помолиться".


Пострижение преподобного Иринарха

    Игумен монастыря Бориса и Глеба сердечными очами узрел, что юноша пришел от Бога, и принял его с радостью, постриг в ангельский образ и нарек ему в иночестве имя - Иринарх. По монастырскому обычаю, Иринарха отдали под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве.

    Узнав о пострижении Илии, пришел в монастырь его друг Агафоник и пробыл у Иринарха немало дней. Проводив друга за монастырь и возвращаясь назад, Иринарх размышлял о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И послышался ему голос свыше: "Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься!" Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично: "Здесь спасешься!" Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: "Здесь спасешься!" Осмотревшись кругом, Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос был ему откровением свыше.

    В монастыре он стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению, ненадолго ложась спать прямо на земле. После сего послушания игумен назначил Иринарха в пономарскую службу.


Начало подвига преподобного Иринарха

    Раз Иринарх увидел босого странника; сжалившись над ним, обратился к Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!" Сняв с себя сапоги, Иринарх отдал их нищему. С того часа Бог дал ему терпение и теплоту: он стал босой ходить по морозу, как в теплой келье; и одежды стал носить ветхие.

    Такое поведение Иринарха. по внушению диавольскому, неугодно было игумену, который начал смирять подвижника различными способами. Но Иринарх продолжал ходить босой по морозу, подражая терпению Исаака Сирина, у которого ноги примерзали к камню, между тем как он не чувствовал холода. Когда же игумен решил послать Иринарха на работы вне монастыря, подвижник сильно огорчился отлучением от храма Божия, не стерпел гонения и решился уйти из Борисо-Глебского монастыря.

    Иринарх ушел в Ростов и направился в Авраамиев Богоявленский монастырь. Там он стал размышлять об ином пути спасения: возложенное на него келарское служение казалось высоким и почетным, ему же хотелось подвизаться в уничижении и смирении. Оставив Авраамиев Богоявленский монастырь, Иринарх перешел в ростовский монастырь святого Лазаря. В уединенной келье прожил три года и шесть месяцев, пребывая в слезах, молитвах, скорби и тесноте, терпя голод, ничего не вкушая подряд по несколько дней.

    Раз, после церковной службы, Иринарх молился в келье страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и взывал: "Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет". Задремал и в тонком сне видит, идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы. "Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб?" "Идем, старец, за тобой, - отвечают они, - поди в наш монастырь!"

    Иринарх пробудился и слышит, что у окна кто-то творит молитву. Отворив оконце, увидел старца Борисо-Глебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: "Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание; строитель спрашивает: подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь?" Старец Иринарх отвечал: "Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь". А в это время он носил уже па себе тяжелые вериги.

    Вскоре он собрался и с великой радостью пошел в Борнео-Глебский монастырь. На пути он присел отдохнуть и заснул. Во сне видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань. Старец пробудился, встал, перекрестился и пошел далее.

    Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца и горячо помолился. Строитель Варлаам был рад Иринарху, с любовью облобызал его. По зависти диавольской один старец подошел и сказал строителю: "Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах и бос ходит, и железа на себе многие носит". Но строитель Варлаам своим посохом отстранил действовавшего по навету диавола и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью.


Откровение о затворе

    Преподобный Иринарх неопустителыго ходил в церковь и усердно молился перед святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Стоя однажды пред иконою, он в слезах обратился с молитвою: "Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыко Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланите ударение, и отца и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного соборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и Тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божию, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною!" И в тот же час было Иринарху извещение: "Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься!"

    Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор - неисходно молиться в келье. "И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! - восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, - прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками!" С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его.

    Начав подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу: "Господи Иисусе Христе! Не поставь им в грех сие, не ведят, что творят рабы твои, Владыко!"

    Пришел к Иринарху некто, именем Алексей, и поревновал житию его - многим страданиям, посту, молитве, крепости, смирению и тяжким веригам. Он стал умолять Иринарха принять к себе и научить заповедям Господним. Старец, видя, что желание исходит от чистого сердца, принял пришельца с любовью, призвал священника и диакона, велел постричь его и нарек имя - Александр. Александр стал первым учеником Иринарха и прожил все время с ним в келье под его началом с послушанием и радением, в посте и молитве день и ночь.

    Навестил Иринарха давний друг его, блаженный Иоанн, ростовский и московский юродивый, по прозванию Большой колпак. "Сделай себе сто крестов, по полугривенке весом", - сказал он. "Невозможно мне, бедному, сделать столько, - отвечал Иринарх, - в нищете нахожусь". Иоанн возразил: "Это не мои слова, а от Господа Бога".

    Многое говорил Иоанн старцу: "Не дивись тому, что так будет с тобою; устами человеческими невозможно выразить, или исписать всего. Бог даст тебе коня, и на том от Бога данном коне никто, кроме тебя, не сможет ездить и сесть на твоем месте после тебя". Иносказательное пророчество Иоанна о великих и тяжких подвигах Иринарха сбылось. Прощаясь с Иринархом, Иоанн поведал следующее: "Господь Бог заповедал верным ученикам Своим от востока и до запада наставлять и научать людей, отводить мир от беззаконного пьянства. За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных. И эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию; меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных. А я иду в Москву к царю просить себе земли: там у меня на Москве столько будет видимых и невидимых бесов, что едва можно будет поставить хмелевые тычки. Но всех изгонит Своею силою Святая Троица". Так говорил блаженный Иоанн и о предстоявшей кончине своей и о нашествии на Москву литвы.

    Иринарх стал еще усерднее трудиться и молиться и все думал о крестах. Приснилось ему, что пришел друг и дал медный крест, а другой - палицу железную. И что же? Спустя несколько дней приходит посадский человек Иван и приносит, по пророчеству блаженного Иоанна, честный крест, из которого Иринарх слил сто крестов, возблагодарив Бога и Блаженного Иоанна. Другой же друг, по имени Василий, дал ему палицу железную, которую Иринарх присоединил к прочим своим "трудам", которые носил. Всего стало у Иринарха сто сорок два креста.

    Трудился старец на цепи в три сажени шесть лет; из города Углича прислали старцу цепь также трех саженей, и в этих двух цепях Иринарх трудился двенадцать лет. Потом старец Борисо-Глебского монастыря Феодорит отдал Иринарху свою железную цепь трех саженей. Таким образом, у преподобного цепь стала в девять сажень, и в такой цепи он продолжал трудиться. Всего в цепях он провел двадцать пять лет.

    Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово служили обличением для некоторых иноков, нарушавших обеты. Их наветам внял игумен Гермоген и, не убоявшись Бога, сослал старца Иринарха из монастыря. Подвижник смиренно покорился, поминая слово Господне: если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века (Матф. 10, 23; 28,20).

    Изгнанный из Борисо-Глебского монастыря, Иринарх направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где провел год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе.

    Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок, покаялся перед братией и послал инока звать Иринарха обратно. Посланный сказал: "Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святым страстотерпцам Борису и Глебу".

    Господь даровал Иринарху прозорливость. Многие люди приходили к нему и просили, и получали благословение; приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам. Всех приходящих учил заповедям Господним, отводя от грехов и обличая тайные согрешения.

    В Борисо-Глебском монастыре был старец по имени Тихон. Помыслив о том, как ему угодить Богу, он сделал себе "труды", сковал железную цепь и в этих "трудах" сидел семь лет. Когда началось опустошение и разорение русских городов польскими и литовскими панами, предсказанное Иринарху блаженным юродивым Иоанном, старец Тихон убоялся и удалился из монастыря, а свою железную цепь отдал Иринарху, так что у него цепь стала уже в двадцать сажен. В этой длинной цепи Иринарх продолжал трудиться по-прежнему, не давая рукам своим покоя: вязал волосяные свитки, клобуки, приготовлял на нищих одеяние. Он постоянно подавал нищим, помогал нуждающимся, защищал слабых и молился за всех Богу. Он иногда подолгу совсем не видел людей и от тяжелых подвигов впадал в болезнь, которой радовался, и благодарил Бога. Спал ночью два-три часа, а тело свое бил железною палицею, творя молитву.

    Еще до нашествия литвы, во время тонкого сна, Иринарху было видение: Москва разорена литвою, все Российское царство пленено и пожжено. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божиих церквей. Когда несколько утешился, вдруг облистал его сверху свет, и послышался голос: "Поди к Москве и поведай, что все так будет". Он осенил себя крестным знамением и сотворил молитву. Послышался вторично тот же голос: "Так будет!" Старец вторично перекрестился и стал молиться: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешного от искушения: я - раб Отца и Сына и Святого Духа и не желаю ничего на свете сем видеть". Но тот же голос в третий раз послышался: "Не ослушайся и делай по сему гласу: все будет так роду сему непокоривому".

    Убоялся старец видения и глагола свыше, призвал игумена, поведал ему все. Игумен велел ехать к Москве и возвестить царю Василию Иоанновичу (Шуйскому), что царству московскому и всей русской земле предстоит пленение.

    Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю злая и свирепая литва. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен: соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей было посечено.

    Не оставили враги и Борисо-Глебский монастырь. Воевода Микулинский, повоевав Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Начали поляки испытывать веру Иринарха: "В кого веруешь?" "Я верую во Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа," - отвечал он. "А земного царя кого имеешь?" Старец громогласно произнес: "Я имею Российского царя Василия Иоанновича: живу в России, Российского царя имею, иного никого и нигде не имею". Один из панов сказал: "Ты, старец, изменник: ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь". Старец отвечал: "Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку". Пан Микулинский подивился: так велика была вера старца.

    Спустя некоторое время стали собираться русские силы против врагов. Князь Михаил Скопин-Шуйский пришел из Новгорода с русскими и шведскими войсками и стал в Калязине против литвы. Из-под Троице-Сергиева монастыря пришел против него с войском пан Сапега. Но, Божиею помощию, заступлением великих чудотворцев и по слову старцеву Московская сила побила литву, и пан Сапега с своим войском отступил и остановился за два ночлега от Борисо-Глебского монастыря на Устье, намереваясь выжечь монастырь. Поднялась великая печаль, братия начали прощаться друг с другом. Старец Иринарх утешал своих учеников: "Не убоимся пожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа Бога нашего!"

    Затем Иринарх обратился с горячей молитвой к Господу Богу об избавлении от бедствия и о вселении в сердца врагов милости и жалости ко святой обители.

    Пришел в монастырь пан ротмистр Кирбитский. В келье он благословился у старца и подивился трудам. Вернувшись к Сапеге, сказал: "В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных". Сапега пожелал видеть их и послал известить об этом. Иринарх ответил: "Если пан захочет посетить, то по своей воле приедет к нам". Сапега приехал в монастырь, вошел в келью и сказал: "Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?" Старец отвечал: "Бога ради сию темницу и муку терплю в келий сей". Многие из панов стали говорить Сапеге: "Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит за Шуйского царя". Старец возразил: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". "Правда в батьке велика, - сказал Сапега, - в которой земле жить, тому царю и служить". "Ограбили тебя, старец?"- спросили паны. Старец отвечал: "Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного". Сапега сказал: "За то пан Сушинский повешен".

    После сего старец дал совет пану Сапеге: "Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь убит в России". Пан Сапега умилился и спросил: "Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал". Старец ответил: "Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь". Сапега сказал: "Прости, отче!" - и, поклонившись, вышел с миром. Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения.

    После победы под Калязином князь Михаил Шуйский начал преследовать литву и из Переяславля послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил просфорой и крестом и наказал сказать: "Дерзай, и Бог поможет тебе!" Князь послал отряд в Александровскую слободу, и, с Божиею помощию, русские воины побили литву. Вскоре пошел туда и сам князь. Неприятели стали собираться против него из-под осажденного Троицкого монастыря и из-под Москвы. Узнав об этом, князь был озабочен и снова отправил гонца к преподобному Иринарху. Старец вновь послал ему благословение и велел сказать: "Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет". И князь побил литву.

    Затем Иринарх благословил князя идти под Троицу. Узнав об этом, Сапега направился к Дмитрову. Князь пришел благополучно к Троице, вошел в монастырь и помолился Пресвятой Троице и преподобному Сергию, воздавая славу Богу, Пресвятой Богородице и российским чудотворцам. Посланное войско разбило Сапегу под Дмитровом, и он бежал к Иосифову Волоколамскому монастырю. В то же время из Тушина бежал второй самозванец в Калугу, где впоследствии и был убит. После сих успехов князь Михаил от Троицы пришел в Москву, помолился в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, приложился к образу Пресвятой Богородицы Владимирской и ракам чудотворцев и с радостью вернулся в свой дом. Старец Иринарх, знавший о сих событиях, послал своего ученика Александра к князю Михаилу в Москву за честным крестом, который был дан ему на помощь и прогнание супостата. Князь отдал крест и послал старцу благословенное послание и дары. Александр все сие доставил своему учителю. Приняв с радостью святой крест, преподобный произнес такую молитву: "Слава тебе, Владыко Человеколюбче, Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, претерпевшему на сем честном и животворящем кресте распятие и смерть ради нашего спасения и показавшему сему нашему роду милость и чудеса от сего честного креста, помощь князю Михаилу на литву, на побеждение и прогнание, как древле при царе Константине на супостатов". Вскоре князь Михаил отошел ко Господу. Враг же рода человеческого, посрамленный от старца, замыслил против него новые козни.

    В Борисо-Глебский монастырь от патриарха Гермогена был прислан новый игумен Симеон, оказавшийся лютым и невоздержным. Он приказал старцу Иринарху ходить в церковь молиться, старец же, нося на себе тяжкие железные "труды", не мог свободно пройти и по келье, иссушая плоть свою день и ночь в посте и молитве. Жестокосердый игумен Симеон, превосходя лютостию неверующих, пришел к старцу в келью с братиею и без милости отнял все, что было запасено. Остались только неотобранными четыре пуда меду, о чем и сказал старцу ученик Александр. Старец по этому случаю вспомнил о некоем отце затворнике, которого ограбили разбойники, оставив одну какую-то вещь; затворник догнал разбойников и сказал, что они не все забрали; разбойники умилились и все возвратили затворнику. Теперь же, когда, по приказанию Иринарха, ученик Александр сообщил игумену, что не все забрано, то игумен оказался не милостивее древних разбойников и забрал оставшееся.

    В тот же вечер старец Иринарх видел юношу в белых ризах, который стоял близ него и, смотря на него, говорил о немилостивом поступке игумена, а потом вдруг исчез. Старец всю ночь пробыл в молитве. Наутро снова пришел игумен к старцу в келью и приказал вывести его из кельи: четыре человека взяли его под руки и поволокли, а игумен с пятью другими людьми понес железную цепь. Когда волокли старца, то выломили ему левую руку и бросили его в трех саженях от церкви. Старец пробыл в таком положении девять часов, молясь Господу Богу, чтобы Он не поставил сего гонителям его во грех, ибо всуе мятутся, не ведая, что творят. Учеников старца, Александра и Корнилия, удалили от Иринарха и разослали по другим кельям.

    Когда Иринарх лежал один, явился ему юноша в светлых ризах и сказал: "Услышал Бог молитву твою и терпение твое: если спросишь чего, будет дано тебе".

    После сих слов юноша стал невидим. Между тем ученик Иринархов Александр ночью пришел в прежнюю келью и обратился с молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! долго ли нам, Господи, в скорби сей быть с учителем своим и терпеть от сих зверообразных людей и пьяниц? Но да будет воля Твоя святая!" И от крестов честных был ему глас: "Иди к игумену и скажи ему: зачем противишься судьбам Божиим?" Старец Александр пришел в церковь к игумену и стал ему говорить: "Отпусти старца Иринарха в его келью, на обещание, вместе с его учениками, чтобы тебе не погубить свою душу, борясь против судеб Божиих". Игумен благословил старца и обоих учеников его. Старец пришел в келью, благодарил Бога за избавление от гонения и молился о даровании терпения. И свыше был ему голос: "Дерзай, страдалец мой, Я с тобою всегда: Я ждал твоего подвига, и терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже больше не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царстве Небесном". Старец Иринарх слышал голос, но никого не видел, и в трепете творил слезную молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного и избави от искушения," - и ограждал себя крестным знамением. Вскоре игумен Симеон был удален из монастыря.

    Между тем, по преставлении князя Скопина-Шуйского, литва ободрилась, враги собрались под Москву. Сами москвичи, под влиянием лести врагов, свели с престола царя Василия Шуйского и пустили в город ляхов, которые отправили бывшего царя в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению.

    В 1612 году литва пришла в Ростов. От страха перед нею игумен Борисо-Глебского монастыря бежал со всею братиею на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в келье своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один из панов пришел раз к Иринарху и сказал: "Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову!" Старец отвечал: "Подите и вы в свою землю - и будете живы; если же не уйдете из нашей земли, и вам быть убитыми!". Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: "Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты".

    Пришел к старцу сын воеводы за благословением идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился до земли и сказал: "Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего". Старец благословил и его: "Только не трогай монастыря и братии и города Ростова". И пан Каменский ушел в свою землю, не тронув ни монастыря, ни города. В монастыре снова была радость.

    Между тем во всей земле было великое смятение и печаль, что в Москве засела литва. Везде, а особенно в Нижнем Новгороде молились о том, чтобы Господь Бог явил милость свою и очистил Москву от врагов. Нижегородцам был известен князь Димитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Они начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов, стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. Военный предводитель и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им помощь. Двинулись они со всею собранною силою к Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие постоять за веру и отечество.

    Услышав о прибытии в Ярославль князя Димитрия Михайловича Пожарского с войском, один из предводителей русского ополчения, князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, прислал гонца, чтобы скорее шли под Москву. Но князь Пожарский и Косма Минин боялись: там среди русского ополчения не было единодушия, и один из предводителей русского войска, Иван Заруцкий, убил под Москвою другого воеводу, Прокофия Петровича Ляпунова.


Преподобный Иринарх благословляет князя Димитрия Пожарского

    Старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Пожарскому благословение и просфору и велел идти под Москву, не боясь Заруцкого. "Увидите славу Божию." - наказывал старец сказать князю. Тогда без страха пошла вся рать к Москве. Остановку сделали в Ростове. Отсюда князь Пожарский и Косма Минин нарочно отправились в Борисо-Глебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха. Старец благословил их в поход под Москву и дал крест свой на помощь. Приняв благословение, князь пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице и преподобному Сергию.

    От Троицы Пожарский послал князя Димитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из-под Москвы бежал. Между тем к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. Помощию Божиею и заступничеством московских чудотворцев, русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китай-городом, немного времени спустя сдался кремль. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей.

    В монастыре же Борисо-Глебском на Устье-реке была тогда большая печаль: монастырь был разорен и опустошен литовскими людьми, а между тем с него требовали больших даней. Игумен с братиею и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял просьбе и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю.

    Александр пришел к князю Пожарскому и передал ему от Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца, вручил ему грамоту, чтобы не давать Борисо-Глебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения. Александр взял ее и честный крест и возвратился в монастырь. Рад был игумен, получивши для монастыря льготу, рад был и преподобный Иринарх, когда Александр пришел в его келью, возвратил честный крест и справил поклон от князя.

    По устроению Божию и по приговору всей земли князей, бояр, воевод, преосвященных митрополитов, архимандритов и игуменов и прочих людей, в 1613 году на царский престол был избран Михаил Феодорович Романов и поставлен в цари на Москве обладателем над всеми русскими землями, и венчан был царским венцом. Вся Россия радовалась о новом желанном царе.

    Но еще во многих местах и городах была великая печаль от продолжавшихся разорений: главным образом отряды казаков проливали христианскую кровь и опустошали города и села. Для очищения земли от них царь Михаил Феодорович послал князя Бориса Михайловича Лыкова с значительным войском. Князь Лыков направился в Ярославль.

    В это время литва и казаки пришли в село Даниловское (теперь - город Данилов). Князь Лыков прислал старца Иоакима к старцу Иринарху за благословением, как делали и прежние русские полководцы. Старец благословил князя просфорой и велел идти за литвою. Радуясь благословению старца, князь две недели гнался за врагами, настиг их за Костромою и, с помощью Божией, побил, многих взял в плен и отправил в Москву. Отсюда Лыков возвратился к Вологде против казаков, которые грабили Вологодский и Белозерский уезды. Князь послал за ними погоню. Казаки направились в Углич. Лыков послал туда свои полки, которые прогнали казаков к Москве. Сам князь, направляясь к Москве вслед за врагами, зашел в Борисо-Глебский монастырь, помолился страстотерпцам Борису и Глебу и лично принял от старца Иринарха благословение. Двинувшись дальше к Москве, князь Лыков догнал казаков, забрал в плен и привел к царю. Велика была радость по случаю уничтожения казацкой грабительской шайки милостию Божиею и заступлением Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев и молитвами и слезами затворника Иринарха.

    С того времени настала на Руси тишина. Иринарх по-прежнему непрестанно слезно молился, постился, принимал странных и защищал обидимых от притеснения сильных.

    Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами: его молитвами Бог исцелял больных и бесноватых, чудесную силу имело его благословение для приходивших к нему с верою. Александр, составитель жития Иринарха, записал девять чудес Божиих, совершенных молитвами борисоглебского затворника и страдальца при его жизни.


Изгнание беса

    К преподобному Иринарху приходили, или были приводимы больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистом. Старец молился, заставляя и больных молиться и поститься, возлагал на них свой честный крест, нередко налагал на больных часть своей цепи или приказывал лежать на сих цепях. Иногда издалека от больных посылали к Иринарху за благословением, которое он давал и вместе посылал просфору или крест, которым святили воду и давали ее больным пить. Так преподобный исцелил бесноватого из села Давыдова возложением на него своего креста; другой бесноватый из Вощажникова был исцелен, когда на буйного ученик Александр возложил старцеву цепь и привел больного к старцу и к образу Пресвятой Богородицы. На заболевшего исступлением ума в Борисо-Глебском монастыре воеводу, сына боярского Матфея Тихменева, преподобный Иринарх возложил свой крест и привязал к своей цепи, приставив для охраны двух воинов; так больной провел целую ночь, а утром старец послал воеводу в церковь молиться; от литургии больной пришел здоровым; но преподобный заповедал ему всю неделю поститься, ни мяса не есть, ни вина, ни пива не пить. Подобным же образом получил исцеление поступивший из ума в монастыре крестьянин Никифор: старец повелел возложить на него свой крест и цепь и приказал больному лечь на свои цепи, где он и спал целую ночь, - встал же совершенно здоровым. От питья или окропления водою, освященною посланным Иринархом крестом, получил исцеление от головной боли боярский сын Роман, от болезни глаз - крестьянская жена, от какой-то тяжкой болезни - жена подьячего в Москве, бесноватая женщин в Угличе.


Кончина преподобного Иринарха
    Настало время кончины преподобного Иринарха. Праведный и многострадальный муж призвал учеников своих и сказал им: "Братья мои и спостники! Молю вас: вот ныне я отхожу от жизни сей к Господу Богу моему Иисусу Христу: помолитесь за меня Богу и Пречистой Богородице, дабы по преставлении моем душу мою взяли милостивые ангелы и дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, вашими святыми молитвами, ибо я грешен. Вы же, господа мои, после моей смерти пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах". Преподобный дал и много других наставлений своим ученикам.

    Александр и Корнилий в горьких слезах взывали: "О добрый наш пастырь и учитель! Вот уже ныне видим тебя при последнем издыхании: к кому же прибегнем, от кого насладимся учением, кто попечется о наших грешных душах? Но молим тебя, если обретешь благодать перед Богом по отшествии своем от жизни сей, моли о нас неослабно Бога и Пречистую Богородицу, как угодно будет твоей святыне, ибо тебе известны все наши тайные страдания".

    Старец Иринарх сказал ученикам: "Я отхожу от вас телом, а духом с вами буду неразлучно". И прибавил: "Если кто начнет притеснять Сию обитель мою, свыше данную от Бога и искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия". Около отходящего находилась и братия монастырская. Дав прощение братии и ученикам о Христе и последнее целование, преподобный стал на молитву, долго молился и тихо отошел ко Господу.


Погребение преподобного Иринарха
    Кончина преподобного Иринарха наступила в 1616 году января 13 дня на память святых мучеников Ермила и Стратоника с пятницы на субботу в девятом часу ночи. По благословению и повелению преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла погребение схимонаха Иринарха совершал борисоглебский игумен Петр и отец его духовный иеромонах Тихон, диакон Тит и ученики его старцы Александр и Корнилий. По завещанию преподобного Иринарха, гроб его положен в уготовленной им самим пещере.

    После старца Иринарха осталось праведных "трудов" его: сто сорок два креста медных, семь пудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные путы ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связни, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело и прогонял невидимых бесов. В этих "трудах" праведных своих старец Иринарх прожил тридцать восемь лет и четыре месяца.

По преставлении преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе. Составитель жития Александр, записал тринадцать чудесных исцелений от разных недугов, особенно же от беснования. На больных обыкновенно возлагали животворящий крест "трудов" Иринарха, иногда цепь его или другие вериги. Брали землю от его гробницы и пили с нее воду. Нередко многие страждущие во время молебна преподобному Иринарху надевали на себя его тяжести, веруя в целебную их силу.

 Издание Борисо-Глебского монастыря. 2000г. Рисунки Александра Орлова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе