«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья

В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». Вид изнутри.
Фото: Максим Чернышов


Глина в основании, над ней — ярус кирпичей, старые деревяшки, пустые стеклянные бутылки, ржавые листы железа, за ними — пояс пластиковых бутылок, а на самой макушке — несколько искусственных пальм. Так выглядит «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева — башня под 30 м высотой, ставшая самым величественным сооружением нынешнего фестиваля «Архстояние».


Архитектор, известный своим деревянным модернизмом, вынашивал идею этой конструкции несколько лет — и вот наконец нашлись и средства (помог коллекционер Петр Авен), и подходящее настроение для памятника человеческой тщете. «Мы стремимся к счастью и одновременно делаем других живых существ несчастными. После себя мы оставляем лишь горы мусора. Когда природные ресурсы заканчиваются, мы создаем искусственную природу — пластмассовые траву, цветы, деревья», — пояснял замысел Тотан Кузембаев в интервью нашей газете. Приехавшие на фестиваль могли прямо у подножия башни послушать в наушниках получасовой звуковой спектакль Дмитрия Волкострелова, посвященный использованным архитектором материалам.


Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022.
Фото: Максим Чернышов


«Мавзолей мечты» пополнил собой коллекцию из более чем трех десятков всевозможных башен, ворот и прочих конструкций, созданных за 16 лет проведения фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце как его основателем Николаем Полисским, так и другими авторами. Например, Александр Бродский добавил в этом году к уже существующим в арт-парке двум своим работам — скромной «Кроватке» на кладбище при местной церкви и знаменитой «Ротонде» — концептуальное произведение «Шесть соток» из популярного в народе профнастила. Это буквально шесть квадратов земли, обнесенных глухим коричневым забором.

Весьма лаконичными оказались и еще несколько произведений, появившихся в результате объявленного фестивалем опен-колла и выбранных из сотен заявок. Например, «Черная полоса» бюро son architecture — засыпанная черными опилками дорожка в 300 м, приводящая к «Белой башне» Полисского. Или аттракцион «С высоты птичьего полета»: группа художниц подогнала обычный автокран и предлагала всем желающим буквально воспарить над землей. Была еще огромная лужа с грязью, где можно было побарахтаться, наоборот, став ближе к природе.


Темой фестиваля стал вопрос «Счастье есть?».
Фото: Анастасия Балясникова


Так или иначе все участники пытались ответить на поставленный организаторами вопрос: «Счастье есть?» В своем манифесте основатель арт-парка Николай Полисский, его сын, управляющий партнер парка Иван Полисский, куратор фестиваля Антон Кочуркин и продюсер фестиваля Юлия Бычкова писали: «Исправить любую проблему в большом (внешнем) мире можно, собравшись вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль. „Архстояние-2022“ — о том, как пережить темную ночь, чтобы в конце ее встретить яркий рассвет».

На фоне привычного для ландшафтного искусства репертуара ворот, дорожек и беседок выделяется монументальный «Аквариум» Сергея Шеховцова (проект осуществлен при поддержке Натальи Опалевой, основательницы Музея AZ). Для художника аквариум — это, по его словам, «иллюзия счастья», в которую может погрузиться зритель, просто шагнув внутрь через несуществующее стекло. Внутри аквариума — насыпанная на дно галька, красивая коряга и — бонусом — приоткрытый сундук с сокровищами, исполненный из раскрашенного бетона. Для кого как, а для любителей искусства всегда счастье — угадать и шутку «для своих». В данном случае это, очевидно, пародия на творчество Дэмиена Хёрста с его витринами и проектом про поднятые с морского дна сокровища.


Russia«Аквариум» Сергея Шеховцова.
Фото: Лена Авдеева/The Art Newspaper Russia


Свой рецепт счастья (по словам поэта, «забыться и заснуть») продемонстрировал Роман Сакин в инсталляции «Санаторий сна». В березовой роще были расставлены застеленные бельем кровати, издали напоминавшие полевой госпиталь. Все захотевшие прилечь могли смотреть в небо, на колышущиеся березы, что само по себе имеет несомненный терапевтический эффект. Для усиления «усыпительного» эффекта в программе были и другие средства: павильон с нюхательными солями, павильон-исповедальня, павильон-библиотека, где можно записать собственные сны и прочитать чужие, и сцена, на которой выступал целый хор зевающих — и, пожалуй, эта симфония зевков — одно из самых сильных впечатлений от фестиваля.

«Жар-птица», созданная Николаем Полисским с Никола-Ленивецкими промыслами (основной соавтор — Владимир Стребень).
Фото: Максим Чернышов


Стоит рассказать и о новшестве — спектакле-экскурсии в автобусе, призванном скрасить долгий, четыре часа с лишним, путь из Москвы в Никола-Ленивец. Режиссер Габбилен Галычев сначала вывернул наизнанку формат традиционной экскурсии с гидом, заставив пассажиров ворчать: «Сделайте потише радио!», а потом, задернув шторки, превратил салон автобуса в зал варьете или сцену для стендапа, где гид в смокинге пел синатровский My Way.

Нельзя не написать и о практической стороне фестиваля. Накануне открытия было продано 7 тыс. билетов, и эта цифра — не окончательная. Для того чтобы комфортно разместить всех гостей, на территории устроены и палаточные лагеря, и глэмпинги, и фуд-корты. И самое главное — вот-вот по распоряжению губернатора Калужской области Владислава Шапши закончат строить новую, нормальную дорогу в Никола-Ленивец. Это ли не счастье?

Автор
МИЛЕНА ОРЛОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе