Канал «Культура» в канун Первомая сделал зрителям неожиданный подарок, вспомнив великого русского писателя Максима Горького.
Борис Бабочкин и Руфина Нифонтова
Показали три постановки его «Дачников». В этой замечательной пьесе, написанной в 1904 году и тогда же с успехом шедшей в Театре Комиссаржевской, очевидна перекличка с чеховскими «Чайкой» и «Вишнёвым садом» – герои одного круга, возраста и времени.
Первая постановка – классическая – Малого театра. Режиссёр – Борис Бабочкин, он же замечательно сыграл Суслова. В киноспектакле 1966 года, изобличающем русскую интеллигенцию в лицемерии, ханжестве, мещанстве и никчёмности, кроме Бабочкина великолепны были Руфина Нифонтова (романтическая совестливая Варвара), Элина Быстрицкая (циничная красавица Юлия), Никита Подгорный... Незабываемо, как его жалкий, смешной, но всё же вызывающий сочувствие неудачливый самоубийца Рюмин произносил: «Если сердце маленькое и оно сильно бьётся, в него трудно попасть».
Почему этот фильм-спектакль так задевал публику 60-х? Видимо, пьеса была созвучна темам рождения общества потребления в социалистической среде и обуржуазивания выбившихся в люди детей рабочих и крестьян. Жаль только, что большая часть исполнителей были лет на двадцать старше своих героев.
В фильме Сергея Урсуляка 1995 года «Летние люди» по той же пьесе сильно влияние михалковского «Механического пианино» и «Рабы любви», но в чеховскую симфонию здесь вторглись сатирические диссонансы Горького, на первый план вышли другие герои, а главным стал крайне актуальный в 90-е мотив разочарования. Во всём – в прожитой жизни, окружающих людях, демократии… Здесь неожиданно великолепна Мария Львовна в гротескном исполнении Ирины Купченко, тронула Светлана Рябова (Калерия Васильевна), хороша и Варвара (Наталия Вдовина), не так яростен, как Бабочкин, но очень убедителен в роли Суслова Сергей Колтаков, Сергей Маковецкий – отличный Басов, Виктор Гвоздицкий – писатель Шалимов.
А в ночь с 1 на 2 мая показали сценическую фантазию Константина Богомолова в Театре на Малой Бронной – «Дачники на Бали». Поначалу было интересно узнавать героев Горького в персонажах нашего века, релокантах, спрятавшихся после 24.02.2022 на Бали. Потом стала мешать обсценная лексика, Мария Львовна вдруг призналась, что она бывшая проститутка, а Шалимов запел «Там город золотой», как будто он БГ, а потом взял да и повесился. У Горького одна попытка самоубийства, здесь смертей много – эта интеллигенция обречена.
Действо с чудными правилами: как будто вы пришли на шахматный турнир, а с вами стали играть в шашки, да ещё на раздевание. Очень жаль: актёры, участвующие в этом спектакле, – живые, одарённые, вполне способные сыграть именно горьковских героев, но вынуждены участвовать в странном подлоге.
Да, современные проблемы просятся на сцену, ну так пишите оригинальные пьесы. И не называйте персонажей, придуманных вами горьковскими именами.
А «Культуре» огромное спасибо, всё познаётся в сравнении.