Телевидение-2010

1. Через призму гротеска, или Невероятный перебор

«Школа» как общественно-социальное явление

Общепризнанный факт: самым громким телевизионным продуктом уходящего года оказался сериал «Школа» (режиссеры Валерия Гай Германика, Руслан Маликов, Наталья Мещанинова). Он вызвал широкий общественный резонанс не только благодаря своему содержанию, но и благодаря активной рекламе Первого канала, а также способу показа (два раза в день).

Более всего поразил просвещенную публику сам факт появления «Школы» на Первом. Ну да, не обычное сериальное «мыло» – но и подлинным реализмом я бы это не назвала. Как аккуратно выразился министр образования Андрей Фурсенко: «...Это не вся правда о школе. Я бы сказал, это полуправда. А показывать полуправду, наверное, не совсем корректно». Более радикальны были в своих оценках столичные чиновники от образования и директора московских школ: в Год учителя такого на телевидении быть не должно. К ним подключились депутаты Государственной Думы (один из них потребовал вызвать на пленарное заседание руководителя Первого канала Константина Эрнста, чтобы заслушать его объяснения и потребовать прекратить демонстрацию фильма). К ним присоединились – с требованием закрыть и прекратить – ульяновские депутаты, волгоградские депутаты, директора саратовских школ и т.д. и т.п.

Правда... безнравственность... чернуха... откровение – чего мы только не наслушались про «Школу». Довольно метко высказался, давая свою оценку, Патриарх – оно, мол, пожалуй, и правда, но показанная через призму гротеска. Мне лично в правду верить было трудно – очень мешало, что девятиклассниц изображают взрослые актрисы, окончившие не только школу, но и вуз.

Такая вот вышла особенность у сериала – прогрессивные взрослые поют ему осанну, консервативные ругают, а сами тинейджеры от него далеко не в восторге. Или равнодушны. Или не захотели смотреть. Странно, правда – вроде бы про них кино? Но, видимо, не для них. Из поста школьницы с сайта Первого канала: «...Не отрицаю, такое есть, но, к счастью, не в таком количестве, как показано в сериале. И не так явно. Уважаемой Германике надо поучиться знать меру и представлять рядом с негативом и позитив (ну хоть иногда!). Я учусь в самой обыкновенной школе, в самом обыкновенном классе, живу в самом обыкновенном районе самого обыкновенного города – оглядываюсь по сторонам в поисках ужасающей действительности из сериала и не нахожу ее! И ученики, и учителя в сериале словно на всю голову озабочены и долбануты вместе с тем; я такого нигде не видела в обычной повседневности. Невероятный перебор отвратительных сторон чьей-то жизни. Просто НЕВЕРОЯТНЫЙ!»

Константин Эрнст и Игорь Толстунов за сериал «Школа» были признаны лучшими продюсерами на ТЭФИ-2010.

И напоследок. Если авторы ставили перед собой задачу показать обществу, каких отморозков оно вырастило за последние 20 лет, – им это удалось.


2. Событие сезона – ток-шоу "Справедливость"

По слухам, декорации программы уже разобрали

В конце марта на канале РЕН-ТВ в рамках ребрендинга каналов НМГ-ТВ состоялась премьера социально-правового ток-шоу «Справедливость». Слоган программы – «Справедливость» для тех, кто в нее верит и готов бороться с несправедливостью!». Стержень программы – напряженный поиск сути заявленной проблемы. Автор оригинального формата – генпродюсер Пятого канала Наталья Никонова. Ведущий – кандидат юридических наук, депутат Госдумы Андрей Макаров.

Первый выпуск был посвящен делу Магнитского, в каждом последующем – через разбор конкретного дела (судебная тяжба, имущественный спор, нарушение авторских прав, поборы частных поликлиник и т.д.) – рассматривались самые острые и актуальные проблемы общества. Темы выбирались в самом деле главные, они тщательно разрабатывались и убедительно реализовывались. «Справедливости» удавалось говорить по большому счету о правах и достоинстве личности, об активном неприятии любой отдельно взятой несправедливости. Макаров оказался замечательным ведущим – исполняя функции одновременно адвоката, прокурора и судьи, обладая артистизмом и определенным складом ума, он последовательно, твердо и виртуозно вел зрителей к пониманию происходящего, обобщению и окончательному выводу.

Программа выходила четыре раза в неделю в вечерний прайм-тайм, ее ждали и широко обсуждали. «Справедливость» стала настоящим прорывом как для канала РЕН, так и для российского телевидения в целом. «Справедливость» вызывала восхищение и критики, и зрителей (что совпадает крайне редко, но говорит о подлинности продукта). Профессиональный Клуб телекритиков признал ее не только лучшим дискуссионным форматом сезона, но и проектом, ставшим событием года («За возвращение на телеэкран живой дискуссии на актуальную тему»).

В конце сентября из эфира канала без объяснения причин было снято два записанных выпуска, в которых обсуждался законопроект «О полиции». Как оказалось позднее, это было сделано по требованию МВД. Ну еще бы – если Андрей Макаров заявил, что закон «О полиции» противоречит принципам построения правого государства (и повторял в каждом интервью: «Главное, что я пытаюсь сделать, – добиться того, чтобы люди вместе со мной думали»).

Когда в эфир вышло уже более 100 выпусков «Справедливости», она вдруг оказалась «сырым проектом». На самом деле в конце октября случились глобальные перестановки в руководстве НМГ-ТВ в целом и телеканала РЕН-ТВ в частности, в результате чего ток-шоу «Справедливость» с конца октября исчезло из эфира. В пресс-релизе канала говорилось, что отныне программа будет выходить раз в неделю по пятницам, продолжительность ее вырастет вдвое и достигнет почти двух часов, при этом посвящена она будет главной теме недели. Еженедельный формат даст возможность «получить для полноценной дискуссии достаточно времени». По словам Макарова, в беседе с гендиректором Александром Орджоникидзе удалось договориться о том, что программа выйдет в новом формате через несколько месяцев. Сам Орджоникидзе пообещал, что новый формат «Справедливости» появится в эфире до конца года.

Вот он, конец года. По слухам, декорации «Справедливости» уже разобрали.


3. Хотим ли мы узнать реальную историю страны

Судя по телевизионному голосованию, либеральные идеи в России потерпели фиаско

Как известно, Россия – страна с непредсказуемым прошлым. История переписывается в угоду сегодняшнему моменту (что так наглядно удалось показать Оруэллу в его знаменитой антиутопии «1984»). Плюсы меняются на минусы, черное на белое, герои становятся злодеями, и наоборот...

В середине лета на Пятом канале стартовало не имеющее аналогов ток-шоу «Суд времени», в котором одна тема разбирается два и три вечера подряд (что можно себе позволить, лишь делая суперкачественный продукт. Иначе где гарантия, что зритель вернется к передаче на второй и на третий вечер?). Тема каждого выпуска – события давней и недавней истории, тот или иной поворотный момент или судьбоносное решение, которые изменили ход развития страны. Каждый раз участники программы разбираются, во благо или во вред стране обернулось все в конечном счете. Ведет судебное заседание историк Николай Сванидзе, полярные точки зрения в процессе отстаивают общественный защитник и общественный обвинитель, коими выступают писатель Леонид Млечин и политолог Сергей Кургинян. Каждую из сторон поддерживают два компетентных эксперта по обсуждаемой теме – историки, архивисты, очевидцы или участники событий (если речь идет о недавнем прошлом). А также потомки тех, кто вершил историю или стал ее жертвой.

Интеллектуальная дискуссия о самых неоднозначных, ключевых моментах отечественной истории эмоционально захватила телевизионную аудиторию. У главных действующих лиц «Суда времени» – Сванидзе, Млечина и Кургиняна – появились армии сторонников и противников: многие на передачу просто «подсели».

Когда после первого выпуска «Суда времени» (на тему «Беловежские соглашения – катастрофа или меньшее из зол?») в конце ее суммированные голоса студийной и телеаудитории выглядели как 71% к 29% соответственно, можно было посчитать это случайностью. Но когда раз за разом и передача за передачей стали демонстрировать подобную картину – призадумались и телекритики, и зрители, и сами авторы формата. У всех возникла масса вопросов. Почему кардинально расходятся итоги интерактивного, телефонного и интернет-голосований? Получается, большинство наших соотечественников мечтают о возврате советских ценностей и выступают против прогресса? Если голосование страны что по недавней, что по далекой истории складывается неизменно в пользу государственнической позиции, что бы это значило? Почему симпатии участвующих в передаче случайных людей, набираемых по объявлению в Интернете, всегда оказываются на стороне либеральных ценностей? Можно ли считать телевизионное голосование «гласом народа»? Означает ли оно, что либеральные идеи в России потерпели фиаско, а сам народ тоскует по крепкой руке?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, а также на ключевой – хотим ли мы узнать реальную картину происходившего в нашей истории или предпочитаем иллюзии? – канал подготовил специальный выпуск «Суд над «Судом истории». На эту программу были приглашены статистики, телекритики и видные представители общества. Провела его мастер прямого эфира Ника Стрижак (ведущая «Открытой студии»). Точных ответов, впрочем, не нашлось – разве что появились свидетельства звонивших в студию в разные дни, которые уверяют, что на номер «за Млечина» прозвониться невозможно в отличие от номера «за Кургиняна».

В конце ноября Пятый канал выпустил в эфир специальный пятисерийный (!) выпуск ток-шоу «Суд времени», где обсуждалось восстановление СССР после войны. Странная статистика голосования продолжается.

По всему выходит, ток-шоу «Суд времени» – это больше, чем передача, поскольку она стала не только телевизионным, но и общественным событием.


4. Неизменно штучная работа

Фильм об отце мирового телевидения

Последний по времени фильм Леонида Парфeнова «Зворыкин-Муромец» посвящeн гениальному учeному, родившемуся в России, но доселе известному лишь по другую сторону океана. Это Владимир Козьмич Зворыкин, создатель технологии беспроводной передачи изображения на расстоянии. Изобретение им современного телевидения, по сути, изменило историю человечества и всю цивилизацию XX века. Несправедливо, что воспитанник отечественной научной школы, столь обогативший мир, почти неизвестен в России. Толчком к созданию фильма для Парфенова стал именно сей прискорбный факт незнания.

Двухсерийная картина была снята в формате Red One, такая камера дает пленочный кинематографический эффект. Рассказ о Владимире Зворыкине проходит по всем ключевым для героя местам по ту и эту сторону океана. Знаковые эпизоды биографии изобретателя представлены с помощью актeров – фильм сделан в распространенном нынче жанре игровой реконструкции. Парфенов прибегнул к нему впервые – и, пожалуй, впервые жанр докудрамы не вызвал раздражения у зрителя. Наличие вкуса и чувства меры в этом жанре необходимы как ни в каком другом, и это именно то, чем наряду с высоким профессионализмом обладает Леонид Парфенов.

Зворыкина снимала только американская кинохроника, на русском языке существует лишь небольшое интервью для Радио «Свобода». Работа внешне похожего на Зворыкина актера Сергея Шакурова (и тексты мемуаров ученого) позволила снять игровые реконструкции на документальной основе – герой говорит на экране по-русски. Владимир Зворыкин, конечно, очень колоритная фигура, его долгая 93-летняя жизнь вбирает весь русский ХХ век – он воевал в Первую мировую, а умер в один год с Брежневым...

Биограф Зворыкина Василий Борисов, написавший книгу о нем, был научным консультантом фильма. Продюсером фильма с американской стороны выступил собкор Первого канала Василий Арканов, который добился того, чтобы ФБР рассекретило досье Зворыкина. Также Арканов купил на аукционе фотоальбомы и телевизор, принадлежавшие ученому, и перевел его мемуары.

«Зворыкин-Муромец» – фильм о жизни, любви и страстной работе человека, посвятившего всю жизнь мечте, о великом русском, которого обязаны знать соотечественники.

Профессиональным Клубом кинокритиков «Зворыкин-Муромец» был награжден с формулировкой «За неизменно штучную работу на фоне конвейерного телевидения».


5. Возрождение телевизионной кафедры

Образовательный проект оказался успешен

Фундаментальная наука – часть культуры. Традиция научно-популярных лекций зародилась на российском телевидении еще в начале 1960-х годов прошлого столетия. Родоначальником направления считается писатель и литературовед Ираклий Андроников. Кто-то и по сей день вспоминает великолепные телевизионные лекции культуролога Юрия Лотмана, академика Дмитрия Лихачева, историка Льва Гумилева, математика Бориса Раушенбаха.

Живая речь выдающегося ученого, излагающего фундаментальные научные знания в форме популярных лекций, доступных широкому кругу, – это и впрямь может быть интересно. На канале «Культура» решили возродить традицию и запустили весной мегапроект ACADEMIA, в каждом выпуске которого читается лекция по одной из фундаментальных наук. ACADEMIA продолжила полувековую традицию общения известных отечественных ученых с телевизионной аудиторией, по своему формату и просветительскому размаху проект этот не имеет аналогов в мире. Как заявило руководство канала: «Мы ставим перед собой амбициозные цели – предоставить всероссийскую кафедру звездам науки ХХI века и максимально расширить круг наших соотечественников, заинтересованных в знаниях».

Современные дизайнерские решения превратили телевизионную студию в современную же учебную аудиторию, в которую приходят слушать лекции студенты старших курсов и аспиранты из ведущих московских вузов (МГУ, МИФИ, РГГУ), а по окончании имеют возможность задать свои вопросы лектору. На общероссийскую телевизионную кафедру поднимались нобелевский лауреат физик Жорес Алферов, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, профессор Сергей Капица, известный лингвист и философ Вячеслав Иванов, патриарх отечественной археологии Валентин Янин, биохимик академик Владимир Скулачев, биоинженер академик Константин Скрябин, создатель ведущей школы белковой инженерии Михаил Кирпичников, историк Наталья Басовская... Каждый из ученых выступил с лекцией или циклом лекций, которые отразили его научные достижения, открытия и прогнозы по наиболее интересным и важным вопросам истории и развития цивилизации. Например, Жорес Алферов выступил с лекцией «Полупроводниковая революция. Наука и общество», в которой подчеркнул, что без полупроводников никакого телевидения бы не было, так же как и компьютеров, и мобильных телефонов. Академик Владимир Скулачев, занимающийся проблемой борьбы со старостью и продлением молодости, прочел лекцию под названием «Ноmo Sapiens Liberatus: человек, освобожденный от тирании генома». Из которой аудитория узнала в том числе удивительный факт, что иммунная система человека достигает максимума своих возможностей в районе 15 лет: можно утверждать, что старение по этому параметру начинается уже в подростковом возрасте. С очень интересной темой, волнующей всех, выступил Андрей Сахаров – «Место России в системе истории мировой цивилизации».

Канал «Культура» предоставил уникальную возможность своей аудитории побывать на публичных лекциях первых лиц российской науки, оценить их по достоинству, а возможно, и увлечься знанием. Как оказалось, уровнем рассказа, уровнем выступлений, масштабом личностей вполне можно привлечь зрителей, а просветительскому проекту – стать успешным телевизионным проектом.

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе