Старый конь борозды не портит

Все-таки странный это праздник - День народного единства. Хоть и отмечают его пятый год подряд, а так толком и непонятно, кто объединяется, с кем и на какой почве. Ведущие новостей называют его праздником "с глубоким смыслом" и демонстрируют гулянья по городам и весям страны участников движения "Наши", символизирующего, как было сказано в "Вестях", "единую и такую разную Россию". Разудалые ребятишки, собравшиеся на гулянья по разнарядке, весело тусуются под флагами с государственной российской символикой, что-то невнятное выкрикивая, гримасничая и демонстрируя наряду с нарисованным прямо на лицах российским триколором забавные заячьи ушки, какие обычно дети дошкольного возраста надевают на новогодние утренники, изображая зайчиков. Заяц (в особенности русак) - конечно, животное исконно наше, но все-таки вряд ли годится в качестве символа государственного праздника, призванного объединять россиян.
В программе "Честный понедельник" зрителям предложили ответить на вопрос: "Что объединяет нашу нацию: общая история, борьба с врагами и угрозами или строительство будущего?" Меньше всего голосов набрал третий вариант ответа. За врагов и угрозы, способные нас сплотить, проголосовало примерно в четыре раза больше. Победила же общая история - главная основа для сплочения нации.

Но ее ж, эту историю, пардон, знать надобно. Или даже так: хотеть узнать. Когда же иногда приходится беседовать с некоторыми юными зрителями на исторические темы, то прямо-таки диву даешься причудливости их знаний. Одна отроковица сказала мне недавно, что Иван Сусанин - партизан (не помню уж, с чего зашел разговор об этом несчастном Сусанине). "И с кем он сражался?" - уточнила я. "С немцами", - после некоторых раздумий ответила юная эрудитка. "С фашистами? Во время Великой Отечественной войны?" - подначивала я. Она задумалась, пытаясь по выражению моего лица угадать правильный ответ. Потом молвила неуверенно: "Нет. Раньше". "Во время Первой мировой?" - не унималась. я "Вот-вот", - обрадовалась отроковица под хохот попадавших со стульев взрослых, хотя, если вдуматься, тут не смеяться, а плакать бы надо.

А кто ж у нас главный учитель? Кто воспитатель, просветитель, агитатор и пропагандист, способный (чему свидетельство - рейтинги) объединить у экрана одновременно миллионы народных масс? Телевизор, конечно. Вот тут бы телевидению и подсуетиться да в легкой развлекательной форме (а иную большинство аудитории уже и не приемлет) поведать про того же Сусанина, про Минина с Пожарским и победу над смутой, которая случилась бог знает когда. Однако ТВ, как и граждане страны, воспринимает этот праздник весьма формально и, видимо, также не понимает, про что он и с чем его едят. Фильмы и программы, которые сделаны специально для его популяризации, чудовищно скучны и унылы - не всякий и заинтересованный-то зритель долетит до середины сего "Днепра". А художественный фильм Пудовкина "Минин и Пожарский" 1939 года выпуска, традиционно демонстрируемый в праздничный день каким-нибудь из каналов, выглядит настолько архаичным, что продраться через него под силу лишь историкам кино да редким любителям, еще не утратившим способности воспринимать подобную эстетику.

Посему ТВ в этот праздничный день ничего специального не придумывает, руководствуясь принципами "дадим всем сестрам по серьгам" и "старый конь борозды не портит". Старое кино старому же - рознь. Есть, что называется, хиты всех времен, с которыми никогда не прогадаешь. "Место встречи изменить нельзя" - целиком, семь часов подряд, в эфире канала "Россия" - ход беспроигрышный и объединяющий почти всех, кто с утра оказался у экрана. Новые сериальные герои у нас как-то слабо приживаются, а Жеглов с Шараповым по-прежнему идут на ура. Замечу, что идеологии в этом фильме практически нет, если не считать портретов Ленина-Сталина, развешанных в кабинетах муровцев в соответствии с правдой того времени. Зато есть чистая борьба добра со злом - с небольшими отступлениями от принципов справедливости, что лишь актуализирует этот фильм, доказывая, как мало меняются люди и эпохи, а если и меняются, то, как правило, в худшую сторону.

На "Первом канале" в это же время шли неувядающие "Офицеры". Публика, знающая этот фильм наизусть, судя по всему, сопереживает теперь не столько героизму главных героев (который, кстати, показан весьма схематично) на фоне войн и революций, а жизни и развитию отношений дружеско-любовного треугольника, где все красивы, отважны, благородны, но Ванечка Варавва в исполнении красавца Ланового просто чудо как хорош.

К вечеру наступило время старых песен о главном. Канал "Россия" сделал ставку на юбилейный вечер Александры Пахмутовой и транслировал его с небольшими перерывами без малого пять часов. "Первый канал" поставил на Иосифа Кобзона, чей вечер под названием "И снова день рождения" продлился в эфире около трех часов, разумеется, наложившись на пахмутовское торжество. Поскольку многие исполнители засветились на обоих мероприятиях, а вела оба концерта неизменная Светлана Моргунова, в какой-то момент ум начал заходить за разум и, переключаясь с канала на канал, уже не сразу можно было сообразить, где ты сейчас. Впрочем, хороших песен хватило на всех, а зрители, я думаю, хоть и досадовали на чертово контрпрограммирование, которое заставляет их разрываться между каналами, но все же получили большое общее удовольствие. А самый же высокий акт единения абсолютно, казалось, несоединимого продемонстрировал Иосиф Кобзон во время исполнения "Хава нагила", заставив подпевать и подтанцовывать весь военный ансамбль песни и пляски (хористы в военных мундирах выглядели презабавно, засунув большие пальцы рук, как и полагается, под мышки).

Закончили праздничный день оба главных канала премьерами. Канал "Россия" заранее анонсировал "Тараса Бульбу" - "во всех телевизорах непобедимой страны" (ох, любят эти телевизионщики говорить "гоп" прежде прыжка!). "Первый" же в свою очередь презентовал "Возвращение мушкетеров", завлекая публику более полной (по сравнению с кинопрокатом) версией фильма.

Пока Тарас Бульба со товарищи со свистом и гиканьем били проклятых ляхов, вернувшиеся с того света мушкетеры разбирались с собственным потомством и предотвращали козни врагов французской королевы. И если про первый фильм при всей его простодушной пафосности и клюквенной кровавости еще можно что-то говорить (все ж таки в основе Гоголь с Бортко, а не Юнгвальд с Хилькевичем), то второй потряс таким градусом халтуры и режиссерской беспомощности, что, пожалуй, мушкетерам лучше было не позориться, а остаться в памяти народной отважными молодцами, от души распевавшими шлягеры Максима Дунаевского главным образом и прославившими тот первый фильм (тоже, между нами, отнюдь не шедевр). Словом, еще раз "пора-пора-порадоваться" не случилось, а погоревать по поводу того, как мельчает наше кино, заранее объявляемое чуть ли не великим, увы, пришлось. И трудно представить, что это кино когда-нибудь объединит в любви к себе зрителей разных поколений, как это до сих пор удается тем же "Офицерам". 

На "Культуре" в это время пели доброго старого Визбора - отличная основа для объединения для тех, кто любит и понимает. А молодежь в массовом порядке, надо полагать, отъехала на MTV, где показали один из самых известных концертов Майкла Джексона, записанных в Бухаресте в 1992 году. Наблюдая за публикой, слушавшей Джексона, можно было наконец понять, что такое подлинное единение: это когда всем хорошо, все любят одно и то же, все поют, танцуют, свистят от восторга, а некоторые даже плачут от избытка чувств. И все без исключения точно знают, что именно их объединяет.

Ирина Петровская

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе