Режиссер Станислав Говорухин: "Чурбанов спросил: "Вы хотите, чтобы страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?"

Накануне юбилея "Места встречи..." обозреватель "Известий" Вита Рамм расспросила режиссера Станислава Говорухина о деталях работы над легендарной картиной.

вопрос: По "Месту встречи..."существуют целые зрительские исследования, посвященные, условно говоря, поискам "неправильной пуговицы". Например, строгие критики утверждают, что Евстигнеев - Ручников в сцене в Большом театре одет в чешский костюм пошива 1970-х годов.


ответ: Совершенно верно. Я тогда уступил Евгению Александровичу. Пытался уговорить: мол, Женя, твой костюмчик висит в каждом магазине. А посмотри, какие брюки мы тебе сшили роскошные, широкие... А пиджак! Но он - ни в какую. Терять такого артиста не хотелось, и опять же календарно-постановочный план поджимал. Женя снимался в своем костюме. Грубейшая ошибка, конечно, но осознанная. Интересно, а что еще зрители нашли?

в: Пожалуйста, цитирую: "Во время погони за Фоксом в кадре несколько раз появляются телевизионные антенны образца 1970-х годов. Также мы видим современные мачты освещения, современный панельный дом, и как черный "Студебеккер" на секунду превращается в зеленый "ЗИС-150"... Когда Жеглов стреляет, на заднем плане заметны микроавтобус и белая "Волга". А в финале сцены в воду падает уже "ГАЗ-51".

о: В воду падает "Студебеккер" - тут зритель ошибся. Остальное - правда. Тогда не было компьютерных технологий, чтобы вытравить лишние антенны или современные фонари. И я на встречах со зрителями говорил, что мы торопились снимать и не успевали отгонять "Запорожцы"и "Москвичи" на заднем плане. Мы снимали у памятника первопечатнику Федорову. И только после того, как фильм был готов, я узнал, что его поставили гораздо позже 1945 года, когда происходит действие. Могу еще добавить, что Высоцкий вообще не снимался в сцене погони. Его не было в тот момент в Москве. И потом за один день мы доснимали его крупные планы.

в: Наверное, досаждает такая зрительская въедливость?

о: Наоборот, мне нравится внимательный зритель. Он за тридцать лет фильм видел раз двадцать. Хватило времени рассмотреть все. И под лупой тоже.

в: У вас были консультанты из милиции?

о: Генерал-лейтенант, замминистра внутренних дел Константин Иванович Никитин исчеркал красными чернилами весь сценарий: и отдельные реплики, и целые эпизоды. А перед самой сдачей фильма он скоропостижно умер. И уже с того света оказал нам добрую помощь. Мы всем высокопоставленным цензорам отвечали, что Константин Иванович делал нам замечания и мы их выполнили: ввели следователя прокуратуры, убрали самые ядреные словечки и так далее. Всем пришлось смириться.

в: Первый показ, наверное, все-таки был для начальства?

о: Милицейское руководство, принимавшее картину, смотрело первые две серии. И, кажется, замминистра Чурбанов по окончании просмотра поднялся и сказал: "Вы что, хотите, чтобы страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?!" И вышел из зала. А с ним - и все, кто его сопровождал. Но приближалось 10 ноября, День милиции, а по Центральному телевидению показывать было нечего. Только традиционный концерт. На свой страх и риск теленачальство запустило "Место встречи изменить нельзя" и ждало, когда им дадут по шапке. Однако картина понравилась всем, в том числе и милиции.

в: А вы сами-то смотрели первый телепоказ?

о: Первые четыре серии не получилось посмотреть - то был в дороге, то - на работе. А на показ пятой попал в Казань. Окна дома, где я остановился, выходили на центральную площадь. И в тот день, 14 ноября, в городе родился миллионный житель. Вечером по этому поводу должны были быть народное гулянье и салют. И вот наступил вечер, пошла пятая серия, а на площади не было ни одного человека, кроме продрогшего милиционера. Над ним, одиноким, громыхал всеми красками салют...

в: Не могу не спросить вас о делах сегодняшних. 5 ноября в прокат вышел ваш новый фильм "Пассажирка" - экранизация одноименной повести Константина Станюковича. Чем привлекла вас эта история?

о: Я хотел рассказать, каким был наш российский флот, показать, что на свете есть такие понятия, как честь, достоинство, мужество и любовь. Снять "Пассажирку" я задумал еще сорок лет назад и хотел, чтобы в главной роли снималась Марина Влади, а горничную сыграла Наташа Гундарева. Но не нашел поддержки в Госкино.

в: Действие фильма происходит в 1882 году. Памятуя об ошибках "Места встречи...", насколько для вас важно было соблюсти правильный предметный мир?

о: Мы обезопасили себя от лишних разговоров. Например, сначала в фильме на русском корабле был вывешен американский флаг, но затем мы его вырезали. Большинство зрителей сегодня не знают, что кораблям, находящимся в зарубежных портах, было предписано вывешивать и флаг страны пребывания. А корабельные снасти у нас те, что нужно, и команды звучат правильные. 

"Месту встречи..." изменить нельзя

Михаил Марголис

Премьеру детектива "Место встречи изменить нельзя" в предолимпийском СССР подавляющее большинство граждан ждали, конечно, из-за Высоцкого. Чтобы Семеныч целую неделю не сходил с советских голубых экранов - такого еще не бывало.

Некоторые, помнится, предполагали, что повторять "Место..." не будут - слишком уж не выгодный брежневской "геронтократии" актер в главной роли, теневой лидер нации. Так что запоминать каждый кадр, даже фотографировать что-то с телека или записывать звук на магнитофон нужно сразу. И ведь записывали...

Вскоре Высоцкий умер, и фильм обрел фактически мемориальный статус. Ну вроде как сейчас джексоновский "This Is It". Хотя "всенародный Володя" ничего, кроме фрагмента салонного шлягера Вертинского, в "Месте..." не пел. Но хитами стремительно становились все его реплики в образе Жеглова. Они отклеивались от вайнеровского сюжета, от контекста картины и превращались в некий сленг или шифр отнюдь не тяготеющих к криминально-блатной эстетике индивидуумов. Я лично знаю несколько человек (и себя могу к ним причислить), способных вести вполне выразительный и продолжительный разговор на разные темы, используя исключительно жегловские фразы. Хотя точнее будет сказать, оперируя всем текстом фильма.

Когда Высоцкого растиражировали на пластинках, в книгах, фотографиях, "Место встречи..." перестало выполнять антидефицитную функцию в отношении главного российского барда. Многие ведь только в этом блокбастере по-настоящему и рассмотрели того, чьи песни слушали годами. Прочие фильмы с участием Владимира Семеновича проходили не столь заметно, а на спектакли "Таганки" попадали далеко не все, тем более из дальних российских весей. Да и не был Высоцкий в прочих своих киноролях столь выразителен и точен, как в жегловских френче и галифе. Вот тут он совпадал с энергетикой и эстетикой своих песен или, во всяком случае, приближался к тому образу, который ему придумал народ (пусть даже такой портрет не совпадал с оригиналом). 

Постепенно зрители переключили внимание на остальных персонажей сериала. И оказалось, что фильм получился похожим на популярные настенные календари с портретами актеров. Здесь у каждого вышел убойный сольный номер, едва ли не идентификационный этюд, по которому исполнителя опознает широкая аудитория. Шарапов - Конкин, Горбатый - Джигарханян, Ручечник - Евстигнеев, Манька Облигация - Удовиченко, Копченый - Куравлев, Кирпич - Садальский, Фокс - Белявский... Когда в обывательской беседе заходит речь о ком-то из этих артистов, первое, что упоминается, - их роль в "Месте...". А в целом это то редкое кино, о котором не спорят ни разные поколения, ни пристрастные к определенным жанрам, ни духовные антагонисты... На "Месте..." все легко договариваются и соглашаются еще и еще раз перелистать сей "календарь", прекрасно зная, кто убийца и в какой момент и где накроют "Черную кошку".

Пришедшая вослед этому сериалу "Ликвидация", конечно, впечатлила, но до соборной миссии все же не дотянула. Тонкий местечковый колорит и скрытая грусть требуют большей зрительской чуткости, это не массово... "Место..." же было найдено в оптимальное время, оптимальной командой и стало тотемом ушедшей "эры милосердия", на который оглядываются и сейчас.

Вита Рамм, Михаил Марголис

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе