Паста и невеста

Помню, все чуть не лопались - протестовали против рекламы по телевизору. Теперь как-то поутихли. Привыкли? Разумеется. Но не только. Я вот на что обратил внимание: реклама, она, именно она и практически только она, транслирует на российское общество некоторые простые, но важные ценности. Обрисуйте мне идеал, светлый образ томления, обзываемого прежде мещанским. Пожалуйста!

Внимание на экран: мама, папа и дети садятся вместе за стол. Обедать. Папа не пьян. Мама не стерва. Дети веселые и умытые. Да, они едят искомый бульон, работая на интернациональную суперкорпорацию, принося ей сверхприбыль. Но они вместе! Папа так смотрит на маму, что, похоже, касается под столом ее нежно выбритой ноги. Играет приятная музыка. Мир, тихое счастье, благоденствие.

Реклама закончилась. И экран заполонили совсем другие персонажи. Начали! С треском вылетела оконная рама. Папу застрелили, вкусно, контрольно, с брызгами. Упирающуюся маму поволокли за кадр (хорошо, если за кадр). "Говори, сука!" - заорал бородач. Дети завыли.


Следующая рекламная пауза. "Ты помнишь, в каком классе твой сын?" - обращается к мужчине говорящая кружка. Отец одумывается и обнимает сынишку. Играет приятная музыка. Мальчик идет с папой за руку. По небу бегут облака. Папа и сын расстаются у дверей школы.

И-и...

"Школа" открывает свои гостеприимные двери. Вам представляет ее странная девица-режиссер, с виртуальным кольцом в носу, сама ни дня не учившаяся в школе, закончившая ее экстерном. Все страхи ее, все фобии - наружу. Весь деготь - в одну бочку. Мед - вообще на фиг. Он устарел еще в "Доживем до понедельника". Двадцатилетние играют школьниц изо всех сил. Горе, обида, глупость, тупость, безнадега, и еще раз, погуще, тем, кто не понял - непроходимая глупость, черная тупость... Конечно "ТЭФИ" надо вручить не ей, а Константину Эрнсту, справедливость должна восторжествовать!

Пауза. "Это вы удачно заблудились!" В кадре - никого. Просто лето. Река. Солнце и нехитрый - необязательный - предмет культурного пляжа. От чего же мне так хорошо?! От пива? Не-а! От этой простодушной безлюдной, согласно закону о рекламе, зарисовки, которую сделали люди, которые больше понимают в психологии зрителя-потребителя, чем все сочинители сериалов. Я 
это пиво не пью. Не потому, что плохое. Так получилось. Но я благодарен ребятам это придумавшим - за паузу, за добрую мужскую шутку, за освежение своей глупой подрастерянной веры, что в лесах и у рек водятся милые Машеньки. Кто мне это еще покажет? Некому.

Нужны ли людям эти идеальные миры, насквозь буржуазные, приглуповатые, ландриновые? Судя по росту продаж - нужны. Находят отклик. Все, кто работает в СМИ, знают, как бегут рекламщики крови и грязи, как умоляют не ставить их прекрасные картинки рядом с жесткими репортажами "из жизни". Спокойная и безоблачная, она продается нам почти исключительно в качестве упаковки к новой зубной щетке. В нагрузку к подгузнику.

В прежние времена существовала целая система наставлений, которые Владимир Маяковский обрисовал в бессмертной детской книжке "Что такое хорошо и что такое плохо". Между прочим, там нет ни единого идеологического слова, исключительно универсальные ценности: смелость, гигиена, любознательность, старание... Дидактика сегодня, похоже, осталась только в рекламе: поздоровайся с соседом - и в награду тебе он окажется симпатичной соседкой. Избавься от перхоти - и девушка обратит на тебя внимание. Если это случилось - выпей таблетку ромбиком и вперед.

Врет ли нам реклама и если врет, то имею ли я право подавать на нее в суд? Случается всякое, конечно, но скорее всего в жизни куст на балконе стрижет вредный занудливый дед, и "здрасьте" еще аукнется тебе бесконечными рассказами о противниках безотвальной пахоты и памятном визите Джавахарлала Неру в литейный цех. Больше того: если в реальной жизни вы увидите близкое подобие рекламной утопии, берегитесь: это скорее всего просто обертка чего-то лицемерного и потому опасного.

Напротив, идеальный телевизионный рекламный мир дарит ощущение определенной прочности, и даже точки опоры.

Уже доводилось ссылаться на удачную историю знатока Анатолия Вассермана о том, как наши креативные рекламщики пошли в мировую корпорацию с конкретными предложениями: адаптировать корпоративные рекламные ролики под российскую действительность. Она ведь буйная, особенная, на курьих ножках и т.д. Там мудрые дяди их выслушали и отказали: будем упорно демонстрировать свои усредненно-глобалистские ролики. "Почему? - изумлялись наши ребята. - Ведь потери несете!" В короткой перспективе - да. А на дальней дистанции - нет. "Мы не свои ролики будем переделывать под ваши головы, - наконец сформулировал отказ от услуг их гуру. - Мы ваши головы постепенно переделаем под наши ролики".

И, надо признать, это получается. И не только с головами, но с руками, ногтями, подмышками и прочими разнообразными частями тела, которые выглядят и предстают перед прочими органами чувств совсем иначе, лучше, чего уж греха таить, чем прежде. Чем в недалекую советскую пору. И рынок этих изменений еще очень велик! Но головы - это наиважнейшее. Тут гуру рекламы правы.

А с другой стороны, за людские головы бьются постановщики сериалов, бесконечных программ про ежедневные, но чрезвычайные происшествия (как такое может быть?), заставляя нас чувствовать себя порой в меньшей безопасности, чем в реальной жизни.

А где мы в этой борьбе? Мы посередине. Мы в Середникове, куда поехали в эти выходные. Это усадьба Лермонтова, и один из друзей, составивших компанию, старый газетный волк, сказал, оглядывая просвеченную последним солнцем идиллию - белые колонны, тишайший пруд, усадьбу, наполненную фотографирующимися невестами, женихами и шампанским (бутылки от которого молодежи не стоило бы бросать под кусты), а также красивую и какую-то даже беззащитную художницу, которая пишет осенний пейзаж:

- Ну да, колдыбаешься с утра до вечера с информационными потоками - и кажется, что кругом одни уроды.

- Ты приезжай сюда к вечеру, к финалу свадьбы, - ответили ему. - Увидишь своих персонажей, не сомневайся. 

Он, вздохнув, согласился. Да и детальки, словечки, обрывки ситуаций, мелкие их брызги, что долетали до нас, не давали выключиться из этой очень возможной реальности. Но пока что невеста, недавно закончившая школу, похожа она на сериал или нет, фотографируясь, так тянулась к прекрасному - всем своим гипюром и флердоранжем, принимаемыми позами, и улыбкой, и даже кончикам туфель, - что несомненно была девушкой с рекламы зубной пасты, а не персонажем криминального рубилова. Или ситкома. Или молодежной тээнтэшной колобродии.

Простодушное счастье этой девахи показывает: верные ставки у рекламщиков. Должен же быть в жизни день, когда мы приближаемся к идеалу? Хоть ненадолго - пусть идеалы теперь подозрительно парфюмерные. Прачечные. И кулинарные. Хочется верить, что и в дальнейшей семейной ее жизни пусть иногда, но будет все так, как в рекламе бульона, с которой начинаются эти заметки.

А у жениха - тсс, тихо! - хоть иногда, как в рекламе про Машеньку.

Владимир Мамонтов

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе