Отдел

Зайду издалека. Лет пятнадцать назад была у меня знакомая парикмахерша по имени Люба - женщина простая, но с ярко выраженной тягой к духовности. В молодости лишенная вследствие нелегких жизненных обстоятельств возможности реализовать свои духовные позывы, она, достигнув средних лет и вырастив в одиночку эгоиста-сына, принялась рьяно наверстывать упущенное - ходила в лекторий, посещала просветительские экскурсии выходного дня, пыталась по самоучителю освоить гитару, взахлеб читала. А главное - всю жизнь испытывала восторженный трепет перед людьми умственного труда, почитая их существами высшего порядка, в отличие от множества сограждан, традиционно презирающих этих хлюпиков-интеллигентов, сидящих на могучей шее истинно трудового народа. Люба даже делала скидку клиентам, причисляемым ею к представителям столь почитаемого ею сословия. Говорила простодушно: "Я с интеллигентов беру столько же, сколько с лысых". Бывали, впрочем, в ее работе и определенные издержки: вдохновенно делясь с "умственным клиентом" своими духовными открытиями и одновременно ловко орудуя ножницами, она порой так входила в раж, что останавливалась лишь когда интеллигент (а хуже того - интеллигентка) действительно превращался в лысого. Но процесс познания, пусть даже и чужого, согласитесь, стоит жертв.


И вот однажды моя Люба призналась, что совершенно перестала высыпаться, так как смотрит по ночам программу Александра Гордона по НТВ, в которой он беседует с умнейшими людьми страны на разные научные и философские темы, совершенно не пытаясь адаптировать специфический язык ученых к обыденному сознанию телевизионной аудитории. Однажды, доведя идею до абсурда и пригласив в программу американских, кажется, ученых, он и вовсе провел ее на английском языке - без закадрового перевода или русских субтитров. "Что же вас там привлекает, Люба?" - искренне изумившись, поинтересовалась я. И услышала в ответ: "Знаете, я порой ни одного слова не понимаю, но не могу глаз отвести от этих людей, от их лиц. Я упиваюсь их языком. Я горжусь, что живу с ними в одной стране, а когда и если вдруг что-то все-таки понимаю, горжусь собой".

Так трогательная Люба, сама того не сознавая, сформулировала по сути высшую цель просветительства на ТВ - занятия столь же трудного, сколь и неблагодарного по сравнению с прочими телеипостасями, приносящими их творцам богатые дивиденды здесь и сразу. Оно, просветительское ТВ, предъявляет миру высокие образцы - нет, не для подражания, но для восхищения силой человеческого ума, таланта, духа, что, в свою очередь, повышает самооценку нации, точнее, отдельных ее представителей, готовых и к восприятию, и к восхищению.

Их до обидного мало, но в пересчете голых цифр рейтингов на человеческие души выходит, что все равно миллионы, и количество такой публики прирастает за счет совсем случайных как будто людей, вдруг застывших у экрана и завороженных обаянием ума и высотой духа. Именно такие отклики преобладали, когда в эфире радиостанции "Эхо Москвы" мы вместе с коллегой Ксенией Лариной обсуждали фильм "Подстрочник" Олега Дормана, представивший публике блистательного литературного переводчика Лилианну Лунгину.

Люди, звонившие в эфир из разных городов, в массе своей признавались, что никогда и ничего не слышали про Лунгину, но, случайно наткнувшись на фильм в эфире канала "Россия", прислушивались, застывали, а потом, как моя Люба, глаз не могли отвести от аскетичного кадра, в котором пожилая женщина отнюдь не гламурно-журнальной внешности, чуть картавя, неспешно излагала историю своей жизни и своих духовных исканий на фоне тяжелейшей истории жизни страны, однако вопреки обстоятельствам сумела и обрести, и сохранить, и упрочить в себе внутреннюю свободу - источник ее личного счастья и 
САМОСТОЯНИЯ.

Я, честно сказать, не интересовалась, какой рейтинг собрал "Подстрочник" во время показа на каналах "Россия" и "Культура". Я также не знаю, сколько зрителей пришло на документальный цикл Александра Архангельского "Отдел", показ которого только что закончился на канале "Культура". Я лишь уверена, что традиционная аудитория канала неизменно прирастает вот такими новыми зрителями, которые до того знать ничего не знали ни про Мамардашвили, ни про Пятигорского, ни про Грушина с Левадой, ни про философию с социологией, но, взглянув на их лица, не смогли отвести глаз и задержались, ведомые Архангельским, до конца и, может быть, поняли что-то очень важное. Например, что никогда и ни в какой стране не было благоприятных условий для свободы мысли, но мысль - по сути своей свободна и не имеет преград, как бы ни пытались внешние силы давить и мысль, и свободу.

Фильм Архангельского - не о философии, конечно, ибо невозможно телевизионными средствами передать тонкости познания мира, которому посвятили всю свою жизнь герои "Отдела". Он - об уникальном сообществе свободномыслящих людей в несвободной стране. И название "Отдел" означает, разумеется, не структурную ячейку Института международного рабочего движения, где по странной иронии судьбы собрались в 1966 году блистательные интеллектуалы той эпохи. Фильм об отдельности и отделенности от тогдашнего идеологического мейнстрима людей, ставших его героями и интеллектуальными героями своего времени. Он также и об отдельности каждого мыслящего человека и его органической неспособности шагать в ногу с ликующими массами.

Пожалуй, все более ОТДЕЛЬНЫМ от общего телевизионного пространства делается и сам канал "Культура", запускающий заведомо не массовые проекты с участием штучных людей, которые и составляют славу и гордость нации, даже если ее большинство и не подозревает об их существовании.

В проекте "Academia", который открыл на канале "Культура" второй сезон, лучшие научные умы страны читают публичные лекции на самые разнообразные темы. На прошлой неделе провела цикл лекций блестящий историк-медиевист, профессор Наталья Басовская. Об истории Средневековья, падении Рима, не ведомых нам королях и народной героине Жанне д'Арк, знакомой широкой публике в основном по фильму Глеба Панфилова "Начало", она рассказывала так упоительно интересно и так живо, словно сама была свидетельницей описываемых событий, при этом остроумно и парадоксально сопрягая далекую историю с днем сегодняшним, отряхивая ее от пыли веков и находя то здесь, то там удивительные аналогии. 

Студенты, перед которыми Басовская читала лекции в студии, поначалу, как многие современные студенты, взирали на оратора с эдакой скучающей ленцой: "Ну, валяйте, говорите и попробуйте нас увлечь". Но по ходу повествования утрачивали скучающее выражение лица, загорались глаза, и вот уже они смеялись остроумным шуткам, аплодировали открытиям чудным, которыми историк щедро делилась с молодыми слушателями, и искренне благодарили ее в конце за подлинное пиршество мысли и духа, к которому им посчастливилось приобщиться. И что-то подсказывает мне, что частью этих ребят непременно прирастет в ближайшем будущем аудитория канала "Культура", рискнувшая поставить на ОТДЕЛ. А это дорогого стоит.

Ирина Петровская

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе