О чем этот фильм

От «Кинопанорамы» до «Культа кино»: нужны ли кинообзоры на телевидении.
Актер Василий Ливанов, режиссер Эльдар Рязанов, режиссер Игорь Масленников и режиссер Никита Михалков (слева направо) во время съемок телевизионной передачи «Кинопанорама» в рамках ММКФ, 1981 год
Анатолий Рухадзе/Фотохроника ТАСС


От Роджера Эберта до Эльдара Рязанова, от первых рецензий до «Кинопанорамы» и «Культа кино» — почему кинорецензии никак не могут найти себе место на телеэкране и уступают место новостям о киноиндустрии и просветительским программам.


 Кинокритика как жанр зародилась если и позже самого кинематографа, то ненамного. Первые заметки о короткометражках братьев Люмьер относятся к 1895 году — когда их показ еще не был устоявшейся формой проведения досуга. Впрочем, в первое десятилетие журналисты (среди них был, например, и Максим Горький) публиковали не рецензии, а, скорее, собственные размышления о том, в каком направлении движется индустрия развлечений и найдется ли для кино место в обществе, которое пока предпочитает театр или цирк. Что-то близкое к современному пониманию «рецензии» (вернее, еженедельного обзора киноновинок) появилось в США в 1908-м (самая первая вроде бы была опубликована в журнале Variety в 1907 году), а в Британии, к примеру, и того позже — в 1912-м. Ну а массовой профессия кинокритика стала уже где-то в 30-е, причем первоначально вакансии в ней заполнили решившие сменить профиль спортивные обозреватели.

Тогда же кинообзоры появились на радио, ну а потом пришли и на телевидение — впрочем, этот путь проходили не только кинорецензии, но и телешоу других направлений.


Американский критик Роджер Эберт (справа) в программе «At The Movies» 
At The Movies


Хотя кинообзоры были на телевидении практически всегда (например, «Movie Guide» выходил в 1950-е), их успех и продолжительность существования в эфире были связаны в первую очередь с именем ведущего, его умением рассказывать о фильмах интересно — в общем, действовать по законам прежде всего телевидения. Заметный след в этом жанре оставили два чикагских кинокритика — Роджер Эберт и Джин Сиксел, которые начинали в местных бумажных изданиях, а с 1976 года начали вести на городском канале шоу «Sneak Previews». Через пару лет они перешли на национальный масштаб, а их передача, пройдя через все переименования («At the Movies», позже «Siskel & Ebert & The Movies»), выходила до 2011 года — ее не закрыли и после смерти Сиксела в 1999-м, и после тяжелых операций, перенесенных Эбертом в нулевые. Роджер Эберт скончался в 2013-м в статусе самого авторитетного кинокритика мира, а его старания на этой ниве были отмечены звездой на голливудской Аллее славы. Конечно, на Эберте все не закончилось — даже, скорее, началось. Новые шоу — вроде «Just Seen It» или британского «Moviewatch» — появляются и сегодня. Но, как и было сказано, их популярность и продолжительность существования зависят исключительно от личности ведущего.



Эльдар и другие

Режиссер Стенли Крамер (США, справа) во время интервью советским журналистам для передачи «Кинопанорама», 1983 год
Валерий Христофоров, Александр Шогин/Фотохроника ТАСС


В СССР информирование потенциальных зрителей о том, что им предстоит смотреть, было относительно полным. С 20-х годов выходил — под разными названиями — «Советский экран», в 1931-м появился журнал «Искусство кино» (ставший результатом объединения двух изданий о кинематографе). А в 1962 году, когда вообще появилось множество популярных в дальнейшем передач советского телевидения, начала выходить «Кинопанорама».

Сейчас об этой программе, которая шла в эфире 33 года (пусть и с перерывами), помнят, скорее всего, по гениальной пародии из «Веселых ребят» — «О чем этот фильм? Да ни о чем!».

Но спародированный Эльдар Рязанов — это примерно пятая инкарнация отечественного шоу о кино. Первым полноценным ее ведущим был Зиновий Гердт, потом было время Алексея Каплера, два периода «смуты» — с меняющимися концепциями и ведущими. Но, в принципе, структура «Кинопанорамы» никогда особо не менялась — рассказы о кино (советском и иностранном), которое выходило в прокат, об актерах, о рабочих моментах съемок, демонстрация отрывков из фильмов. В общем, это был своего рода киножурнал, который окончательно потерялся уже после распада СССР, — у него так и не получилось приспособиться к новым условиям (как, например, получилось у программы «Здоровье»), и в 1995-м «Кинопанораму» закрыли.



Тихий фестивальный дом

Сергей Шолохов в программе «Тихий дом» 
Wikimedia


Впрочем, к тому времени уже выходил «Тихий дом» Сергея Шолохова. Эта программа первые годы после основания была ближе к кинокритике как таковой, но со временем переросла этот жанр, и сейчас Шолохов обсуждает итоги главных кинофестивалей — например, в воскресенье, 28 мая, на Первом выйдет «Тихий дом» на Каннском кинофестивале» (этот смотр объявит победителей днем раньше). Сейчас про кино на ТВ можно посмотреть «Кино в деталях» с Федором Бондарчуком (выходит на СТС по понедельникам) или «Культ кино» с киноведом Кириллом Разлоговым.

Формат, выбранный Разлоговым, — обсуждение какой-либо картины с ее показом — раньше использовал и Александр Гордон в «Закрытом показе».

Но Гордон больше тяготел к отечественному кино (у него были фильмы Кирилла Серебренникова, Бориса Хлебникова, Ивана Дыховичного, Алексея Попогребского, Алексея Балабанова, Оксаны Бычковой и многих других режиссеров), а иностранные были фактически исключением («Белая лента» Михаэля Ханеке или «Меланхолия» Ларса фон Триера). У Разлогова определенных предпочтений нет — на этой неделе (его программа выходит по пятницам) он обсуждал и показывал мавританско-французский «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако из каннской программы 2014 года.

В принципе, сейчас эту нишу — еженедельных обзоров киноновинок — успешно осваивает интернет.

В сеть пришли и влиятельные журналы (тот же Variety или The Hollywood Reporter), а, например, программа «Just Seen It» появилась на телевидении после успеха на видеохостинге YouTube. По большому счету, рамки еженедельных обзоров новинок для телевидения оказываются очень тесными и даже неактуальными. Большинство потенциальных посетителей кинотеатров принимают решение пойти на какой-либо фильм спонтанно, и программа, которая выходит в определенное время на определенном канале, вряд ли поможет им с выбором — ее надо еще отловить в эфире, а с задачей информирования вполне справляется тот же интернет. Формат передач Разлогова (или уже закрытой — Гордона) ближе именно к телевизионному — он представляет те фильмы, которые абсолютное большинство телезрителей наверняка пропустили, ведь они шли в России либо в очень ограниченном прокате, либо вообще были только на фестивалях. Поэтому в данном случае речь не о рейтингах (хотя на западном телевидении именно рейтинг определяет существование кинообзоров), а о продолжении советской еще традиции, которая рассматривала телевидение как еще один источник образования своих граждан.

Автор
Игорь Карев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе