Из неопубликованного. Пока. Теленеделя со мной

Исторические процессы В тени авангардных и арьергардных предвыборных боев на телеэкране остался сериал «Жуков», что на этой неделе завершает свой круг бытия. А с ним – и Лев Николаевич Толстой, фильм о котором «Последнее воскресение» был представлен на Первом в рамках «Закрытого показа».
Плюсы и минусы «Жукова»
    У «Жукова» есть сразу бросающий минус: его продюсер – Алексей Пиманов, большой любитель «кремлевской клубнички». Есть и плюсы: он не автор сценария. Он даже не режиссер в данном случае. Еще один плюс: режиссер картины – талантливый ученик Германа и Кармалиты Алексей Мурадов.
    Нам на этой неделе осталось увидеть самые интригующие обстоятельства в жизни героя: арест Берии, милость Хрущева с последующей его же немилостью. В эфире маршалу предстоит пережить отрешение от высоких должностей, испытать глубокий психологический стресс, связанный с освобождением от ответственности за то, что происходило в стране и в мире.
    В принципе это самый интересный этап жизни исторического персонажа с точки зрения художника. Что может быть привлекательнее для беллетриста, чем внутренний мир такого героя… Фабульная развязка сериала известна. А сюжетная – пока еще гадательна. Потому не хотелось бы спешить с окончательной оценкой. Отложим ее до следующей колонки.
    Сон в руку Гордона
    С Толстым, героем фильма «Последнее воскресение», Александр Гордон и его гости разобрались окончательно. Поскольку на дискуссии присутствовали заграничные гости – актриса Хелен Мирен, режиссер Майкл Хоффман, то хозяева были беспримерно вежливы и деликатны, даже те, которым фильм категорически не понравился.
    Более других в претензии был господин ведущий. Впрочем, он всегда в претензии. И у него всегда один и тот же вопрос: «Зачем и для кого был снят тот или иной фильм?». А в данном случае, речь шла к тому же еще и о голливудском фильме, снятом о глыбе человеческой, о зеркале всех русских революций и т.д.
    Но он бы еще совсем этим смирился, если бы не сцена похорон Тостого. Сами похороны в реальности состоялись промозглой осенью, а на экране мы видим ясное небо, солнышко, словно природе без разницы, кого хоронят. Ох уж эти иностранцы, замахнувшиеся на Льва, нашего Толстого.
    Сценарист Эдуард Володарский, замахнувшийся совсем недавно на Федора, нашего Достоевского, тоже поделился чувством глубокой неудовлетворенности заграничным сериалом – «нет накала во взаимоотношениях Софьи Андреевны и Льва Николаевича».
    По обыкновению, зашла речь и об исторической достоверности. Один из потомков великого писателя Петр Толстой, человек хорошо знакомый телезрителям по программе «Время» (ему картина не понравилась) вступил в спор с историком. Поспорили они не о Толстом, а о толстовке. Историк утверждал, что шилась она по заказу во французской мастерской. Потомок стоял на том, что шила эту одежку сама русская крестьянка по подсказке Софьи Андреевны.
    Чтобы как-то повеселить публику и авторов фильма, Гордон рассказал о своем вещем сне. После того, как он экранизировал толстовскую «Метель» ему приснилось, как он идет по аллее, а навстречу ему – Лев Николаевич. Когда они сблизились, мастер литературы показал мастеру кино и телевидения фигу.
    Зачем и для кого поведал эту притчу мастер телевидения?.. И что бы она значила?
    Может, следующее: Лев Толстой, как сказочный Колобок. Он от Софьи Андреевны ушел, он от Гордона ушел и от вас, заграничные гости, он укатится.
    Шоу-митинги
    Тут Гордону подвернулась другая работа: рассудить участников митингов на Болотной и на Поклонной. Для этого у него есть другое, персональное окошко в эфире – «Гражданин Гордон»
    Задачи по освещению нашими федеральными каналами политической жизни страны с приближением часа «Х» усложняются, а решения упрощаются. Работа же самих политических журналистов стала сродни искусству канатоходцев, идущих по слабо натянутой проволоке. Мало кому удается пройти, не сорвавшись с нее. То есть не погрешить против собственной совести и профессиональной этики.
    Легче других -- новостникам. Они сфотографировали толпу на одном митинге, на другом… процитировали нескольких ораторов, взяли по несколько синхронов с одной и с другой стороны, озаботились официальными цифрами участников митингов, и дело сделано. На федеральных каналах оно было сделано в пользу Поклонной. На частном, на «Дожде» -- в пользу Болотной.
    Трудности федеральных каналов начались у ведущих аналитических программ. Главная проблема – объективность в показе и в оценках того, что запечатлели кино- и видеокамеры.
    «Неделя» с Максимовской демонстрировала взвешенную позицию, не ставя под сомнение искренность мнений ни одной из сторон, и не скрывая симпатий по отношению к Болотной.
    «Вести недели» с Ревенко палили из всех орудий по Болотной: речами на Поклонной горе, сюжетом о Феврале 17-го, фрагментом из Солженицына, синхронном Солженицыной. Даже беспорядки в Египте - стали лыком в ту же пропагандистскую строку
    Для телезрителя отчетливо проступило противостояние шоу-митингов не как идеологическое и не как политическое, а как нечто иное: Количество на Поклонной против Качества на Болотной.
    Со сцены на Поклонной сыпались оскорбления: «оранжевая чума», «оранжевая зараза», «клоуны, «козлы» и т.д. Усердствовал, как всегда, господин Кургинян. Подливали эмоций в огонь разжигаемой социальной ненависти Проханов и Леонтьев. Контрапунктом к их выступлениям прозвучала речь Татьяна Тарасовой, которая, как я понял, довольна уже тем, что может читать все, что хочет, ездить, куда хочет и смотреть то, что хочет, а больше ей ничего не надо.
    Сцена на Болотной была, в общем, и в принципе, более толерантна и благожелательна. И экономист Ирина Ясина, и писательница Людмила Улицкая говорили не только о политической свободе, но и о внутренней независимости, о чувстве собственного достоинства.
    Потом монологические разборки итоговых программ плавно перетекли в полемические ток-шоу.
    «НТВшники» и «Гражданин Гордон» шли параллельным курсом минута в минуту.
    Первую, практически, было невозможно смотреть из-за жуткого ора, что стоял в студии. У Гордона было потише, хотя там присутствовал Кургинян. Но ему и его сторонникам противостояли люди, которые по своему интеллектуальному развитию были на пару ступенек выше – историк Юрий Пивоваров и писатель Александр Архангельский. Именно они и внесли ясность в нынешнюю общественную ситуацию: страна нуждается не в революции, а «в перезапуске политического процесса».
    …Тем временем, Жириновский взнуздал черного ослика, на котором надеется объехать всех своих конкурентов.
http://sveta-molotova.livejournal.com/friends



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе