"Имеди". Учебная тревога?..

В армии, где мне довелось послужить в советскую пору, нас, рядовых и немного обученных, довольно часто под утро выдергивали из постелей зычным вскриком: «Тревога!». Потом, когда мы, заспанные и угорелые, с не застегнутыми гимнастерками, с помятыми лицами выстраивались вдоль рядов двухэтажных коек, следовала команда: «Отбой!», и старшина Корнюшкин (бог знает, почему въелась в мою дырявую память эта комичная фамилия; ни одна другая не осела в голове) начинал проверять, все ли успели накрутить портянки.

Поначалу нас эти экстремальные побудки нервировали – все-таки, на дворе сгущался венгерский кризис, да и на Ближнем Востоке отношения между державами напряглись до предела, а на политзанятиях, в ленинской комнате, нас беспрерывно предупреждали о близости очередной мировой войны. Но потом довольно быстро мы сообразили, что утренние одевания на перегонки – это ритуал, а не что-то судьбоносное и опасное. Вся опасность состояла только в том, что ты за непроворное исполнение команды, мог получить пару нарядов вне очереди.

Провокацию телекомпании «Имеди», поставившую соседнюю страну на уши, можно было бы счесть учебной тревогой, если бы она чему-нибудь учила население, или тренировала его какое-то умение, или обременяла его какими-либо навыками. На самом деле она всего лишь укореняла страх и учила науке ненависти.


…История с «Имеди» войдет в историю СМИ. Уже вошла и стала в ряд довольно многочисленных журналистских провокаций. 
К череде известных газетных и телевизионных подстав могу добавить случай, произошедший лет десять назад с известинским фотокором Олегом Блоцким. Он снял момент работы погребальной команды в Чечне. Хоронили чеченских боевиков. Кадры были шокирующие. Эту пленку у него купил немецкий журналист Хефлинг, который в свою очередь перепродал ее одной из немецких телекомпаний, которая и обнародовала ее, преподнеся как свидетельство пыток гражданских лиц в Чечне. Тут же подлог обнаружился. Не помню какие, но какие-то были санкции против и тех, кто пропустил сюжет в эфир, и того, кто их подставил. Поднялся шум, и немецкий журналист был довольно единодушно осужден его коллегами.

Примечательно, как оправдывался господин Хефлинг. Непринужденно оправдывался: я, мол, это сделал, чтобы привлечь внимание мировой общественности к чеченской трагедии.

Ему – про журналистскую этику, а он – про политическую целесообразность. Об этой вилке и речь.

С политической целесообразностью было связано сенсационное высказывание министра иностранных дел Андрея Козырева в Стокгольме на сессии Совета ОБСЕ. Дело было в декабре 1992-м году. В Москве брезжила перспектива антидемократического реванша. И тогда министр предъявил мировой общественности возможную концепцию внешней политики РФ в случае коммунистического переворота, как нечто решенное. Как тот крутой поворот в отношениях с ближайшими соседями, что уже состоялся. Никаких «если…» ни до, ни после зачтения заявления. В нем, в частности была такая строчка: «Мы будем твердо настаивать, чтобы бывшие республики СССР незамедлительно вступили в новую федерацию или конфедерацию».

Дипломатический розыгрыш удался на славу. Мир был взволнован и ошарашен, поскольку кардинальные изменения во внешней политике ельцинского правительства были поданы не в сослагательном, а в изъявительном наклонении.

Несколько позже Козырев назвал свое скандальное выступление «шоковой терапией» для западных политиков.

У инициаторов сфальсифицированного репортажа «Имеди» та же мотивировка – «шоковая терапия».

Правда, ситуация несколько иная.

Тут – не устное выступление ответственного функционера.

Тут – не вербальное его изложение на газетной полосе, где буковки выстроились в смысловой ряд.

Тут – «телекартинка» с танками, с бомбежками, с беженцами, с разрушенными домами, с плачущими детьми, с рыдающими матерями. Все это атакует и берет штурмом массовое сознание. И что еще хуже – танки въезжают в массовое подсознание целевой аудитории, поселяя в нем демонизированный образ врага народа №1..

Инициаторы телеинсценировки вторжения российских войск в Грузию вместе с господином Саакашвили признали некоторое отступление от норм журналистской этики. И даже глухо извинились перед публикой. Но они за собой числят одну ошибку. Вот, если бы они дали бы в нижней части кадра бегущую строку, поясняющую, что это гипотетическое развитие событий, что это политологическая фантастика, то и проблемы бы никакой не было, и вины за собою не признали бы.

Конечно, такая бегущая строка несколько притушила бы панику, но не погасила бы ее окончательно. Психологи, специализирующиеся на изучении законов восприятия сигналов СМИ, знают, что зритель в ситуации повышенного эмоционального возбуждения, в первую очередь, видит картинку, во вторую - слышит закадровый текст, а буковки «считывает» в последнюю очередь, если вообще их «считывает». 
Но если бы вербальное предупреждение сработало погасило бы волнение зрительской массы, что зачем вообще нужен был бы весь этот сыр-бор с пугающим репортажем.

Меня в казарме не будили криком: «Учебная тревога». Поэтому я понимаю Михаила Саакашвили, который с одной стороны порекомендовал не давать бегущую строку по ходу репортажа, а с другой стороны, выразил сожаление, что она не была дана.

В первом случае она бы понизила эффект эмоционального воздействия на электорат и в значительной степени, обессмыслила саму затею
Во втором: такая строчка – хорошая «отмазка» перед возмущенной общественностью, пусть и в сослагательном наклонении.
***
На отечественном ТВ есть такая развлекательная программа «Розыгрыш». Известную звезду шоу-бизнеса ставят в какую-нибудь стрессовую ситуацию. Ну, например, звезда припарковала свою иномарку у супермаркета и пошла посмотреть какой-нибудь товар. Через некоторое время выходит с покупками, а на ее раздавленной машине стоит танк с ухмыляющимся танкистом. Со звездой – истерика. И как только она достигает потолка, из-за угла выезжает ее машина, облицованная разноцветными воздушными шариками и с большим транспарантом на крыше салона: «Вы стали участником программы «Розыгрыш»! Поздравляем».

Вот, собственно, такого хепиэнда не достало программе «Имеди».

Не достало в финале Михаила Саакашвили на танке, украшенном гирляндами воздушных шариков. И чтобы сам президент после учиненной им паники поздравил бы грузинский народ с удачным розыгрышем.

А он чудак оправдывается, извиняется…

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе