19 ноября 2010 ● Андрей Колесников
Нигде в мире нет такой телецентричной страны как Россия. Казалось бы, по ощущениям, интернет вытесняет «ящик» как средство инфотейнмента, но социология этого не подтверждает. По данным Левада-центра, телевидение ежедневно смотрят 83% респондентов. О таком сильно интернетизированном сюжете, обросшем блогами и интернет-статьями, как Химкинский лес, граждане судят главным образом из сообщений телеканалов: 74% заявили, что в таких ситуациях доверяют больше всего телевидению (согласно исследованию того же Центра Юрия Левады). Лишь 8% предпочитают интернет. Всемирную сеть по степени доверия обошли даже бумажные газеты и радио. А, скажем, об аварии на Ленинском проспекте с участием чиновника «ЛУКойла» с помощью телевизора узнали 83% россиян, из интернета — всего 5%. Так что «зомбоящик» — и главный источник информации, и основной предмет доверия. Вслед за товарищем Сааховым мы могли бы сказать, что телевидение для нас сегодня «всесоюзная и кузница, и здравница, и житница»…
Было бы удивительно, если бы телевизор не стал главным политическим инструментом и основным средством управления страной. Поэтому, если надо кого-то снять с должности, у нас не просто берут и снимают волею высшего руководства страны, а сначала мочат по телевизору. Что тем более странно в эпоху, когда первое лицо предпочитает Twitter всем остальным каналам коммуникации и практически не расстается с айпэдом. С политическими противниками надежнее расставаться с помощью голубого экрана, а не тачскрина.
Наиболее яркий пример — снятие Юрия Лужкова при мощнейшей, не прекращавшейся несколько недель артподготовке всех федеральных каналов. Теперь прием повторяется: под телевизионное колесо попал мэр Химок. И все понимают — он не жилец (в номенклатурном смысле слова, естественно). Равно как и его начальник — губернатор Московской области. Если судить по телевизору. А он врать не будет…