Голубой экран против тачскрина

Нигде в мире нет такой телецентричной страны как Россия. Казалось бы, по ощущениям, интернет вытесняет «ящик» как средство инфотейнмента, но социология этого не подтверждает. По данным Левада-центра, телевидение ежедневно смотрят 83% респондентов. О таком сильно интернетизированном сюжете, обросшем блогами и интернет-статьями, как Химкинский лес, граждане судят главным образом из сообщений телеканалов: 74% заявили, что в таких ситуациях доверяют больше всего телевидению (согласно исследованию того же Центра Юрия Левады). Лишь 8% предпочитают интернет. Всемирную сеть по степени доверия обошли даже бумажные газеты и радио. А, скажем, об аварии на Ленинском проспекте с участием чиновника «ЛУКойла» с помощью телевизора узнали 83% россиян, из интернета — всего 5%. Так что «зомбоящик» — и главный источник информации, и основной предмет доверия. Вслед за товарищем Сааховым мы могли бы сказать, что телевидение для нас сегодня «всесоюзная и кузница, и здравница, и житница»…

Было бы удивительно, если бы телевизор не стал главным политическим инструментом и основным средством управления страной. Поэтому, если надо кого-то снять с должности, у нас не просто берут и снимают волею высшего руководства страны, а сначала мочат по телевизору. Что тем более странно в эпоху, когда первое лицо предпочитает Twitter всем остальным каналам коммуникации и практически не расстается с айпэдом. С политическими противниками надежнее расставаться с помощью голубого экрана, а не тачскрина.

Наиболее яркий пример — снятие Юрия Лужкова при мощнейшей, не прекращавшейся несколько недель артподготовке всех федеральных каналов. Теперь прием повторяется: под телевизионное колесо попал мэр Химок. И все понимают — он не жилец (в номенклатурном смысле слова, естественно). Равно как и его начальник — губернатор Московской области. Если судить по телевизору. А он врать не будет…

Казалось бы, в авторитарном режиме власти достаточно, чтобы просто взять и снять надоевшего или проштрафившегося персонажа с должности. Так нет же, сначала ему с помощью телевидения разрушают репутацию. И делают это с такой неистовой энергией и неподдельной яростью, как если бы Доренко образца конца 90-х метал инфобомбы со всех четырех федеральных каналов.

Страшно подумать, что будет происходить на экранах в разгар грядущей предвыборной кампании!

А все потому, что руководство привыкло использовать телевизор как электоральный ресурс. Даже когда оно развлекает и отупляет — оно электоральный ресурс. Телевизионная аудитория и есть электорат. Когда ТВ гоняет сериалы, переходя, как говорит киновед Даниил Дондурей, «от преступника к плуту», оно остается электоральным ресурсом. И когда показывает футбол, и когда демонстрирует хоккей, и когда встречает в аэропорту волейбольную женскую сборную — оно ведет себя, как электоральный ресурс. Что же мы тогда удивляемся, что главным начальником выбирают того, кого крутят, как мыльную оперу, замыливая глаз, по телевизору?

Логика электорального ресурса предполагает привлечение народа в качестве союзника. Поэтому даже в таком простом, казалось бы, деле, как снятие неугодного чиновника, власть сначала должна заручиться поддержкой телевизионной аудитории, озаботиться долей смотрящих и рейтингом передач. И лишь потом, потоптавшись вдоволь, уволить. В этом смысле телевизор и часть технологической цепочки политического решения, и дубина народной войны, и наркотик для самой власти. Как наркотиком для нее стала социология — рейтинги голосования и доверия.

Раньше телевизор тоже мочил, и небезуспешно. Но была своего рода конкуренция: «Гусь-ТВ», «Береза-ТВ»… Ныне ТВ у нас одно — в этом отличие дикого олигархического капитализма от режима силовой бюрократии.

Есть у них, естественно, и стилистические различия: нынешнее телевидение в большей степени напоминает советский агитпроп, хотя и отличается большей изощренностью, прежде всего, по технической части.

Телевидение, будучи жанром поверхностным, всегда кормилось от печатной журналистики. Нынешние демократические СМИ и блоги и вовсе воленс-ноленс оказываются в роли подносчиков снарядов для ТВ, как это было в истории с Лужковым, вплоть до прямого информационного и оценочного плагиата. Увеличенная в разы до циклопических размеров, информация пишущих журналистов и оппозиционных политиков становится ядерным оружием в борьбе с оппонентами власти. Молох телевидения переваривает и это, не подавившись. И производит в невероятных количествах инфобомбы.

И они все валятся и валятся в одну воронку, в сотый раз «убивая» того, кто уже давно в номенклатурном смысле «убит».

По расчетам Даниила Дондурея, телесериалы в стране смотрят ежедневно от 70 до 105 миллионов человек. При этом 57 из 100 героев сериалов связаны с преступным миром. Вот и получается, что у нас политики, которых «мочат», всего лишь герои сериалов, только документальных. Как тут не поверить высшему руководству страны. Ведь телевизор врать не будет…

Как пел Борис Гребенщиков: «И все, что в жизни случалось не так,/ немытую посуду и несчастный брак,/ ее мать вымещала по вечерам,/ глядя в телевизор».

Андрей Колесников

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе