Брильянтовый дым

В рамках нового проекта НТВ "Русский Голливуд" испечен первый блин – "Бриллиантовая рука 2".

Анонсы обещали (правда, туманно) современную версию легендарной комедии. Анонсы соблазняли именами нынешних звезд в ролях персонажей гайдаевской картины. Сергей Светлаков – на месте Юрия Никулина, Гоша Куценко – вместо Анатолия Папанова, брюнетка Слава – взамен блондинки Светличной. А роль Андрея Миронова отдали Марату Башарову.
Анонсы – анонсами, а что на деле?

На деле…

На деле – следующее. Дали ребенку дорогую игрушку. Он ею вдоволь наигрался. И, как это бывает у любознательных детишек, решил ее разобрать на детали, чтобы посмотреть, как она устроена и почему она работает.

"Брильянтовую руку" развинтили на подробности – на сцены, эпизоды, на персонажей, от которых отслоили актеров, на политические и социальные обстоятельства, в которых снималась картина. Отдельно было сказано о цензурных препонах. Типа того, почему авторам пришлось отправить морально устойчивого и политически подкованного Горбункова к любовнице, а не в синагогу, как было намечено сценаристами.

Создатели добросовестно провели "археологические раскопки" на местах съемки. Какая была контрабанда тогда, с какими рисками она была связана. Рассказали про скрытые цитаты из других фильмов…

Наконец, "ребенок" попытался собрать игрушку и сделать все, как было. А не получилось.

Можно и взрослую привести аналогию. Наши разведчики добыли для наших умельцев-левшей секретный механизм оборонного назначения. Его разобрали, измерили каждую деталь до микрона. Сделали каждую из них с точностью до микрона. Свинтили и… с тем же эффектом – не заработало.

Режиссер проекта, талантливый клипмейкер Михаил Хлебородов, все-таки, не замахиваясь на Гайдая, нашего Леонида, в полном объеме, попытался воссоздать один из эпизодов его ленты. Той самой, пикантной с намеком на стриптиз.

Конечно, авторы желали не столько ее воспроизвести, сколько спародировать. Понятное дело, не зло; сочинить что-то вроде дружеского шаржа в знак признательности классику. Получилась из всего этого бледная тень великого шедевра.

Получилось, как с англицкой механической блохой – клипмейкер Левша ее воспроизвел один в оид и даже подковал, а она – как неживая, с места не шевельнулась.

Позвали в кадр артистку Светлану Светличную, чтобы она поделилась с молодой исполнительницей своей роли некоторыми секретами сексуального обольщения простака Горбункова.

Она поделилась.

Мне показалось, что певица Слава не очень-то и нуждалась в них. Но с благодарностью их приняла. Из уважения к старшему товарищу.

Младший товарищ на полном серьезе спела пародийное танго про "вулкан страстей" и "огнедышащую лаву любви". Ну, а затем – повторение со скучными вариациями того, что мы знаем наизусть.

Впрочем, все бы это не заслуживало сколько-нибудь серьезного внимания, если бы не тренд. Если бы не назойливое трендение нашего ТВ о не иссякающей его любви к золотому фонду культовых комедий Гайдая, Рязанова, Данелии.

Комедии смотрятся так, как слушаются заезженные пластинки.

-- Вам освежить? -- угодливо интересуются креативные менеджеры с телеканалов.

Первый нам предложил продолжение "Иронии судьбы". Благодарствуем. "Россия" раскрасила "Семнадцать мгновений весны". Очень смешно. А конкурент-вещатель на это… расцветил "В бой идут одни старики", "Золушку", "Волгу-Волгу". И список лакокрасочных работ на этом поприще не закрыт. Вот-вот заиграют всеми цветами радуги "Весна на заречной улице" и "Берегись автомобиля".

Как, впрочем, не подведена черта и под другими опытами модернизации старого отечественного кино. Вот-вот появится современная версия "Служебного романа"...

Но ведь и до этого много чего было такого. Вспомним, как часто эксплуатировались "Старые песни о главном". И с ними старые фильмы о главном, как правило, в новогодних шоу. Тогда бывали, кстати, вполне себе достойные пародии.

Теперь на этой ниве нередко кормится "Большая разница", и уже далеко не всегда "разница" оказывается достойной оригинала.
Инициаторы всех нынешних новоделов объясняют свои обезьяничанья одним, но очень благородным устремлением – возбудить интерес у новых поколений к отечественной классике. Новые поколения, мол, живут в другой аудиовизуальной среде, в другом ритме, в ином темпе. Изменился язык, обновился киноязык. Потому, отчего бы не адаптировать старую киноклассику к новым стандартам взаимообщения и взаимопонимания?

По мне, так ларчик еще проще открывается. ТВ исчерпало ресурс интереса массового зрителя к доходной классике. Об этом можно догадаться по тому, как она все чаще задвигается в вещательной сетке все выше и выше, и выше в утренние и даже предутренние часы. Она идет на затычки рейтинговых дыр. А в прайм даются те программы, что более или менее успешно способны паразитировать на когда-то популярном продукте. Это рассказы о том, как снималась та или иная картина, как чуть не погиб на съемках тот или иной артист.

Еще любимая тема подобных экскурсов в историю культовых фильмов – амурные подвиги их звезд, их внебрачные дети, их драматичные судьбы после того, как они оказываются за рамкой экрана – невостребованные, необеспеченные, больные и забытые.

На десерт – разборки близких и дальних родственников по поводу наследства, выяснение, кто к кому пришел на могилу, кто и как часто выказывал знаки внимания к покойному. Это большей частью – уже по ведомству Андрея Малахова и Глеба Пьяных.

Вернемся, однако, к "Русскому Голливуду" после того, как брильянтовый дым рассеялся.

Остался вопрос: язык старо-советского кино – как идиома – непереводим на язык ново-русской действительности?

Мне-то кажется, что "Брильянтовая рука", как и прочие картины тогдашних комедиографов, со своей водевильной простотой, не так проста, как кажется на первый взгляд. Она не сатирична. Но, разумеется, юмористична. В ней, если разобраться, не так уж и много насмешек над советской действительностью и ее институтами. В ней больше издевок над нашими страхами перед многочисленными жупелами и табу.

Страшно было пересекать границу, бродить по чужеземному городу… От проституток готовы были бежать, как от чумы. Неловко было быть евреем, да еще блюсти соответствующие ритуалы. Страсть, как боялись компетентных органов, везде мерещились шпионы, а голая женщина не могла не ввергнуть в ступор простого советского человека.

Если все эти табу и комплексы не сидят у зрителя в подкорке, тогда он видит на экране один шутовской "экшен" и с десяток гэгов, которые он наверняка повидал немало в других фильмах.
Тогда ему и не может быть смешно.

В гайдаевско-рязановских картинах внутренняя связь со зрителем, память об общем опыте, важны, как ни в каких других картинах. Если память с опытом иссыхают, то тогда нам остается довольствоваться Парком далекого советского периода с его сугубо механическими аттракционами – колесом обозрения, американскими горками и комнатой кривых зеркал.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе