«Золотая маска» выйдет на улицы Москвы

Организаторы национальной театральной премии, учрежденной 20 лет назад Союзом театральных деятелей РФ при содействии Министерства культуры России и правительства Москвы спешат сообщить о своих грандиозных планах и новых программах, которые должны расширить границы театрального форума, который пройдет с25 января по 17 апреля 2014 года. Церемония же награждения победителей состоится 18 апреля на сцене Большого театра.

Конечно, каждому театру от Москвы до самых до окраин хочется попасть в число номинантов. Но для этого надо подать заявку, и если экспертный совет сочтет нужным выехать в город, где располагается уверенный в себе коллектив и будет покорен представлением, то, может быть, выступит в Москве, что вовсе не значает, - получить магическую «Маску». В этом году два экспертных совета по драматическому, музыкальному и кукольному театру отсмотрели 767 спектаклей. Есть от чего сойти с ума и потерять голову. Но они голову не потеряли, ни до, ни после обсуждения номинантов, и вынесли довольно спорный вердикт. Хотя никого это не смущает, ведь всегда найдутся недовольные…


В данном случае меня насторожило одно: председатель экспертного совета по драме Елена Ковальская смело заявила на пресс-конференции, что сегодня театр переживает эпоху ренессанса, так сказать, возрождение. Если это так, а не просто «слова, слова», то почему в список номинантов по драме попали два спектакля Льва Додина «Коварство и любовь» и «Враг народа» в Малом драматическом. Два спектакля Юрия Бутусова. Правда, в разных театрах – «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском и «Макбет.Кино» в театре Ленсовета, а так же две постановке в обновленном «Гоголь-центр», на большой сцене – «Братья» Алексея Мизгирева и «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова. Выходит, расцвет творчества происходит исключительно в одних театрах (что вполне справедливо) и у одних и тех же режиссеров, что тоже реально… Но тогда непонятно, как быть с девизом «Золотой маски» - «Мы открываем новые таланты»? Так, напрягитесь, господа, преодолейте стереотипы мышления и вкусовщины. Это вовсе не значит, что мне не нравятся спектакли Додина или Бутусова, притом, что выдвинутые на премию постановки: Валерия Фокина («Литургия Zero»), Римаса Туминаса («Евгений Онегин»), Сергея Женовача («Москва-Петушки»), Константина Богмолова («Идеальный муж» - самый кассовый спектакль в Москве), Алексея Бородина («Участь Электры») тоже беспроигрышные варианты. Что наталкивает на мысль о высоком уровне представленных коллективов. И все-таки это не вся географическая карта театральной России, а в основном Москва и Петербург. Более того, экспертный совет делает ставку на тех режиссеров, которые, осуществляя постановки в разных уголках страны, состоят на хорошем счету у критиков. Ведь до прихода Евгения Марчелли в первый русский театр имени Федорова Волкова труппа была довольно мощной, стоило ее только завести. И это сделал Марчелли и теперь он постоянный гость «Золотой маски». Та же тенденция намечается и с двумя другими режиссерами, попавшими в поле зрения экспертов и прикипевших к ним душой. Это Роман Феодори со спектаклем «Снежная королева» в красноярском ТЮЗе и Дмитрий Волкострелов в питерском ТЮЗе, объявленный талантливым новатором на выжженном поле экспериментов. И как большое достижение преподносится тот факт, что через 10 лет наконец-то в «Золотой маске» участвует казанский театр имени Камала с постановкой талантливого режиссера Фарида Бикчантаева «Однажды летним днем». Абсурд. Удивительные сочинения этого художника известны давно, только у экспертов «Золотой маски» до них руки не доходили. Или взять другой пример: громко заявивший о себе «Театр-театр» в Перми, удостоенный Золотой маски в прошлом году, на этот раз выдвинул инсценировку повести «Географ глобус пропил» в интерпретации Елены Невежиной, режиссера малых форм в МХТ имени Чехова. Удастся ли ей вместе с актерами переплюнуть фильм Алексея Велединского, пока неизвестно. Хорошо хотя бы то, что, наконец, серьезная современная проза, а не пьесы «вербатим» начали прокладывать путь к пьедесталу национальной премии.


С музыкальной премией «Золотой Маски» тоже обстоят дела непросто. Помимо того, что в этой номинации, как правило, участвуют Большой театр и Маринка, нынче сильно рванул вперед Михайловский музыкальный театр. Он покажет, не поверите, целых три оперы: «Билли Бад», получившую «Золотой софит» в Питере, «Евгения Онегина» и «Летучий голландец»», а так же два балета: «Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетту». Даже Большой театр по количеству оперных постановок и балетов уступает Михайловскому театру. Более того в номинации современный танец-спектакль участвуют и Большой театр и Маринка. Они покажут в рамках национального фестиваля «Весну священную» балетмейстера Татьяны Вагановой. Это будет очень интересное соревнование. Надо сказать, экспертный музыкальный совет при отборе постановок столкнулся с несколькими проблемами: надо ли включать в фестивальную афишу спектакли, сделанные под фонограмму и как определить жанр представления, синтезирующий в себе пластику, музыкальный речитатив и «говорящие» инсталляции. Как сказала председатель музыкального экспертного совета Лариса Барыкина, эта проблема обязательно встанет перед экспертами и ее придется решать уже завтра.


Судя по тому, что столичный Департамент культуры тоже внес немалую лепту в национальный форум, он потребовал, чтобы «Маска» не замыкалась только в театральных зданиях, а выходила на улицы города, в парки и даже торговые точки. По-моему, это не так уж плохо, и даже интересно. Ну, кто может возражать, если персонажи некоторых сказок окажутся на центральном катке в Парке имени Горького, или фотовыставки с кадрами из спектаклей «Золотой маски» будут выставлены в Столешниковом переулке, или в самом большом магазине России – ГУМе появятся перформансы видных художников?!


Ведь «Золотая маска» проходит в золотой нашей столице и ее жители должны это чувствовать.

Трибуна

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе