Зло пасует перед силой любви: Театр имени Якобсона показал «Спящую красавицу»

На Исторической сцене главного театра страны проходят гастроли Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона. 

На открытии зрители увидели старинный шедевр — «Спящую красавицу» в постановке знаменитого француза Жан-Гийома Бара.


«Спящая красавица» — один из самых известных русских балетов. Его называют энциклопедией классического танца: образцовые соло и ансамбли, дуэты и симметрии кордебалета, чистая классика и доходчивая пантомима, характерные и бальные сцены. Образец большого стиля, ставший каноном балетного академизма, родился в 1890 году в Мариинском театре и в полном согласии между хореографом и композитором. Чайковский безропотно выполнял задания Петипа, где указывалось не только содержание номеров, но описывались чувства героев, количество действующих лиц в каждой сцене, продолжительность того или иного танца, подчас — вплоть до количества тактов. Работа для авторов (к ним стоит добавить либреттиста и инициатора постановки директора Императорских театров Ивана Всеволожского) стала периодом творческого счастья и внутренней гармонии.

За 132-летнюю историю «Спящая красавица», интерес к которой не пропадал никогда, пережила множество редакций. Свои версии предъявляли разные хореографы, среди них и мэтры — Федор Лопухов, Константин Сергеев, Юрий Григорович, Сергей Вихарев. Сергей Дягилев подготовил эту парадную феерию для Европы, но она подарок не оценила. Каждый балетный коллектив мечтает иметь в своей афише этот коронный спектакль русского репертуара. Он доказывает дееспособность труппы, и прежде всего балерин.

В Театре имени Якобсона «Спящая красавица» появилась стараниями художественного руководителя Андриана Фадеева. На постановку он пригласил авторитетного француза Жан-Гийома Бара — в недавнем прошлом прекрасного танцовщика Парижской оперы, а ныне педагога-репетитора и балетмейстера. Он человек основательный, консервативный, бесконечно доверяющий классике и влюбленный в нее. Тем не менее его не коснулись идеи аутентизма, да и возрождать какую-либо ныне идущую версию он не собирался. За основу взял редакцию Мариуса Петипа в версии Константина Сергеева, но в ней постановщику явно не хватало непогрешимой логики. В этой сказочной истории с безупречными танцами, которые Бар не только сохранил, но и приправил французскими манерами, ему хотелось каждую мизансцену, каждую, даже самую коротенькую вариацию объяснить внутренним действием, понять, зачем персонаж появился на сцене. Как не вспомнить бескомпромиссного Станиславского, выматывающего артистов бесконечными возгласами: «Не верю!»

«Спящая красавица» балетмейстеру знакома не понаслышке, он знает ее досконально. Благодаря партии принца Дезире Жан-Гийом Бар стал этуалью Парижской оперы. Так что все привнесенные нюансы им выстраданы и продуманы. Он считает, что балет имеет право на жизнь, если в нем заключена внятная «история, рассказанная языком хореографии». Для достижения этой цели, по мнению Бара, хороши все средства — и вновь сочиненный предпролог, и углубленная танцевальная пантомима, и конкретизация образов четырех кавалеров — женихи на совершеннолетие принцессы Авроры пожаловали со всего света: попасть в королевскую семью мечтают француз, китаец, русский и араб.

Спектакль, императорский и величественный в первоисточнике, в небольшой якобсоновской труппе получился живым, волшебным, обаятельным и… камерным. Но смыслы и образы передаются без облегчения и упрощения. Ведь Петипа, уже в почтенном возрасте, разменяв восьмой десяток, создал шедевр о жизни, которая не боится смерти. Он знал, что зло неизбежно, но оно пасует перед силой любви.

Бар сочиняет предпролог — оказывается, король Флорестан, отец прекрасной Авроры, в свои юные годы участвовал в междоусобицах по завоеванию земель и отобрал у чародейки Карабос ее поместье и замок. На крестинах новорожденной королевской дочери она решила отомстить. Причинно-следственные связи восстанавливаются. Далее — знакомая всем история о заснувшей вековым сном прекрасной наследнице, уколовшейся веретеном, и о ее счастливом пробуждении от поцелуя принца. Фея Карабос в исполнении Светланы Головкиной — не престарелая колдунья, которую за редкими исключениями исполняют танцовщики с незаурядным актерским мастерством, а энергичная харизматичная дама. Эта партия из пантомимной превратилась в танцевальную, роковой красавице с отрицательным обаянием подарена энергичная вариация на пальцах, с которой солистка отлично справилась.

Феи потеряли свои волшебные палочки, эти милые и добрые девушки словно выпорхнули из дворцовых интерьеров и явно живут среди героев балета и так же, как они, дружат и влюбляются — даже на бал пожаловали в сопровождении кавалеров. Жан-Гийом Бар в этот женский по преимуществу балет щедро добавил мужской танец и заметно усложнил партию Принца Дезире. В этой роли Степан Демин — романтик, и ребяческий идеализм ему к лицу, да и технические сложности он одолевает.

В остальном постановщик бережно сохраняет классический текст Петипа с реновациями Сергеева. Принцесса Аврора изящной Елены Черновой — мила и наивна. В адажио с четырьмя кавалерами демонстрирует завидный апломб и крепкую школу. В свадебном па-де-де умная балерина не форсирует виртуозные па, предъявляет деликатный свободный танец, добавляя к нему тонкий французский шарм. Грациозна нежная фея Сирени Светланы Свинко, как и вся ее благородная свита, одаривающая дремлющую в колыбельке Аврору. Юные прелестницы легко соединили точеную хореографию, такие разные характеры своих персонажей и веру в волшебство.

Многолюдные сцены в замке не удалось собрать в полном объеме из-за малочисленности труппы. Маловато у короля подданных, как и гостей на свадебном торжестве. Пострадал «Вальс цветов» — что делать, мы привыкли к полнокровному ансамблю Петипа, где гениальный старец задействовал 24 пары взрослого кордебалета да еще добавил 24 ребенка — императорский двор любил роскошь. Его идея олицетворения версальского сада растворилась, уступив место милому танцу на домашнем празднике.

У Театра имени Якобсона нет своей сцены, труппа привыкла танцевать на разных площадках, а декорации «Спящей красавицы» готовы к мобильности (художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили). Мечтающий о любви Дезире в сопровождении феи Сирени плывут в уснувшее царство, чтобы разбудить Аврору, и кажется, что ладья скользит по «живой воде» — клубы дыма маскируют подмостки и судно «движется» по водной глади. Немало находок в скромных декорациях, которые органично обживают артисты. Они, молодые и азартные, легко принимают условия игры и выносят нешуточную нагрузку. Как удается кордебалету так быстро превращаться из королевских подданных в нереид, фей, гостей на свадьбе — представить непросто.

На праздник бракосочетания Авроры и Дезире пожаловали и герои сказок. Принцессу Флорину и Голубую птицу аккуратно и бережно представили Валери Гомес и Дмитрий Соболев. Эффектные зарисовки своих волшебных историй передали Золушка и Принц Фортюне (Яна Еркина и Александр Михирев), Белая кошечка и Кот в сапогах (Нурия Картамысова и Степан Королев), Красная Шапочка и злющий Волк (Дарья Белова и Никита Смолькин). Жан-Гийом Бар в премьерном интервью так определил свою задачу: «Хочу создать эмоциональный танец и «рассказать» сказку». Поставленная цель достигнута.

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона гостит в Большом театре восемь дней. О фантастическом вечере хореографических шедевров Леонида Якобсона «Культура» расскажет в ближайшее время. «Дон Кихот» в постановке виртуоза Йохана Кобборга и классическое «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова готовятся к встрече с москвичами.

Автор
Елена ФЕДОРЕНКО
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе