Юрий Соломин: «За Чехова обидно»

На прошлой неделе Ярославль стал первым городом, в который приехали участники проекта «Малый театр – Великой Победе!». До конца июня они побывают во многих городах Поволжья и выступят перед ветеранами. Художественный руководитель театра Юрий Соломин рассказал, почему вместе со своей труппой отправился в благотворительные гастроли. 

– Я помню войну. Тогда я жил в Чите и ходил в школу, – начал Юрий Соломин. – У Малого театра тоже есть своя память. Отправившись на гастроли, актерская труппа в ночь с 21 на 22 июня 1941 года оказалась в городе Ковеле. Началась страшная бомбежка, после которой – паника, крики, слезы. 


Соломин шутит, что «артисты, вероятно, не очень здоровые люди», так как среди всего этого хаоса они начали выступать, читать классику, стараясь тем самым поднять дух жителей. 

– С этого момента и стали рождаться фронтовые актерские бригады, – говорит Юрий Мефодьевич. – Спектакли играли на передовой. Начнется бомбежка – спрячутся под машины, переждут и опять на сцену. А в 44-м на деньги, собранные коллективом театра, построили эскадрилью штурмовиков, каждый из которых мог поднимать до трех тонн бомб. 

В Ярославской филармонии актеры исполнили для ветеранов Великой Отечественной военные песни, а в ТЮЗе показали спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба!» по произведениям Чехова. 

– Мне обидно, что у нас 150-летие Чехова празднуется как будто это юбилей какого-то Пупкина, а не первого русского драматурга, – с возмущением отметил Соломин. 

Еще актеры успели провести «круглый стол» с театральной общественностью, а Юрий Мефодьевич пооткровенничал с ярославскими студентами из театрального института. 

– Звезд ни в театре, ни в кино нет, – категорично заявил мэтр. – Есть способные и талантливые, так что вы не обольщайтесь, что попали в сказку и вас ждет мгновенная популярность. 

В качестве примера истинного мастерства Соломин рассказал историю о легендарном актере Малого театра Александре Остужеве. Когда тот был уже в преклонном возрасте, он почти оглох. Конечно, его все очень уважали, но даже в третий состав «Отелло» назначили только из жалости. И репетицию за репетицией пожилой актер просто сидел в зрительном зале – он был одиноким человеком, привыкшим всю жизнь отдавать театру. 

– Вдруг заболевает актер первого состава, следом за ним серьезно захворал второй, – рассказывает Соломин. – Все в панике: что делать?! Не выпускать же на сцену глухого старика! 

Но все-таки пришлось выпустить. И Остужев сыграл так, что потом очередь за билетами на этот спектакль тянулась через всю Театральную площадь. 

– Играть надо так, чтобы кишки болели! – подытожил профессор Щукинского училища. – Это мне еще неповторимая Вера Пашенная, у которой я учился, внушила раз и навсегда. 

Разговор сам собой перешел на тему обучения. Юрий Соломин, сам преподаватель со стажем, высказался на тему ЕГЭ, заявив, что нынешних студентов он отупляет: 

– Приходят поступать, а сами элементарного не знают! Спросишь: кто «Муму» написал»? Молчат. Это даже не их вина, а тех, кто отказался от традиций советского, качественного образования. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе