Юбилей Театра на Таганке отметят спектаклями об его истории

В год 50-летия на таганской сцене не будет постановок Юрия Любимова, но запланирован спектакль о приключениях Сноудена.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов

Московские театры продолжают сотрясать громкие скандалы. В нынешнем сезоне этот процесс, судя по всему, не утихнет. Уже на первых сборах трупп обсуждали не грядущие премьеры, а внутренние проблемы. Иосиф Райхельгауз жаловался Сергею Собянину на недостаточное финансирование «Школы современной пьесы», а в Театре на Малой Бронной Лев Дуров обвинил художественного руководителя Сергея Голомазова в том, что тот не уделяет внимания старикам, занимая в новых постановках только молодежь.

Но самая трудная ситуация сегодня сложилась в Театре на Таганке. В этом году коллектив отмечает 50 лет с того дня, когда Юрий Любимов со своими студентами пришел в некогда захудалый Театр драмы и комедии и превратил его в знаменитую Таганку. В юбилейный сезон театр вступает не только без отца-основателя, который покинул его два года назад после конфликта с артистами, но и без своих знаменитых спектаклей. Юрий Петрович все-таки исполнил угрозу и снял с репертуара все свои постановки, так как без его надзора они, по его словам, идут не в надлежащем виде.

Сейчас афиша Таганки выглядит грустно: пять спектаклей на Большой сцене и еще с десяток камерных экспериментальных и студенческих работ на Малой. Поставленные случайными режиссерами, вне какой бы то ни было репертуарной политики, они никак не могут соперничать с любимовскими.

О сложившейся ситуации можно, конечно, размышлять в том ключе, что театр как художественное целое не может существовать дольше 30 лет, неизбежно изживая свои эстетические принципы, что подобная участь «безотцовщины» рано или поздно ждет все авторские театры, созданные одной сильной рукой, и что даже сам Станиславский в последние годы не переступал порог созданного им великого театра.

Можно искать решение проблем Таганки в прояснении ситуации с авторскими правами. В нашем законодательстве она так запутана и имеет столько нюансов, что сам черт ногу сломит. Сейчас этим занимаются специалисты, и, по словам директора театра Владимира Флейшера, возможно, спектакли Любимова удастся вернуть. Но это не улучшит ситуацию в театре.

Как не улучшит ее и молодая команда режиссеров, художников и театроведов, приглашенная провести юбилейный сезон. Придуманная ими программа для Театра на Таганке была одним из учебных заданий в «Школе театрального лидера» при Центре Мейерхольда, директором которого раньше был Флейшер.

Ее главная идея в том, что юбилей — это повод не только для праздников, народных гуляний и правительственных телеграмм, но и для серьезной рефлексии, попытки проанализировать историю театра и взглянуть на нее по-новому. И заодно определить, кому принадлежит эта история.

По словам художницы Ксении Перетрухиной, их команда хочет открыть и показать не ту Таганку, что описана во всех учебниках, десятках монографий и отлита в бронзе. Как Том Стоппард в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», они попытаются взглянуть на известный сюжет с точки зрения второстепенных персонажей — актеров, художников, гримеров, бутафоров и даже простых зрителей, которые жгли по ночам костры в очередях за билетами и лазали в театр через крышу, чтобы увидеть «Антимиры» и «Десять дней, что потрясли мир».

Документальные спектакли по истории театра в последнее время становятся трендом: огромный успех имел юбилейный вечер «Вне системы», поставленный Серебренниковым к 150-летию Станиславского, а пьеса Саши Денисовой «Девять по десять», написанная к 90-летию Маяковки, вошла в афишу театра.

На Таганке в этом сезоне должны появиться сразу три таких репертуарных документальных спектакля — Дмитрия Волкострелова, Андрея Стадникова и Семена Александровского, который займется историей спектакля «Добрый человек из Сезуана», ставшего для театра своеобразной «Чайкой». Запланирован еще и фестиваль читок новых пьес о Таганке, основанных на архивных документах — стенограммах репетиций, заседаний общественного совета, письмах и докладных записках. Некоторые из них тоже могут превратиться в полноценные спектакли.

Прошлое Таганки будет изучено и отрефлексировано вдоль и поперек, что само по себе полезно — умения и желания работать с историей нашим театрам очень не хватает. То, что заниматься этим станут совсем молодые ребята, которые в те легендарные времена еще не родились, тоже неплохо — для аналитики нужна определенная дистанция, взгляд со стороны. А тут глядишь — и связь поколений наладится, как это происходит сейчас в «Гоголь-центре», где молодежь «Седьмой студии» работает бок о бок с ветеранами труппы.

«Гоголь-центр» тоже обещает принять участие в праздновании юбилея, там затевают проект «Диалоги» — серию встреч со старожилами Таганки: Аллой Демидовой, Вениамином Смеховым, Феликсом Антиповым и, возможно, с самим Юрием Любимовым.

Юбилей Таганки грозит превратиться в большое городское событие. При московском комитете по культуре организован специальный штаб, на празднование выделены круглые суммы — названа цифра в 300 млн рублей. Но отгремят торжества, и что дальше?

На пресс-конференции в связи с открытием сезона актеры вспоминали удачный опыт возрождения Театра Вахтангова, надеясь, что и на них найдется свой Туминас. Но пока этот корабль плывет без руля и без ветрил. Репертуарные планы на сезон смущают сумятицей: помимо документальных спектаклей волкостреловцев здесь собираются выпустить еще несколько премьер в диапазоне от патриотической фрески «Война 1812 года» до злободневной пьесы Дмитрия Быкова о приключениях Сноудена в аэропорту Шереметьево.

Руководивший театром последние два года Валерий Золотухин придерживался одной стратегии — загрузить работой всех годами простаивавших актеров. Владимир Флейшер, судя по всему, продолжает ту же линию. В театре запущено столько проектов, что негде репетировать. Но количество не всегда переходит в качество. Очевидно, что прежней Таганки уже нет, а новой не будет, пока в театре не появится художественный лидер, готовый писать историю с чистого листа.

Марина Шимадина

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе