Ярославцы увидели «Человека поющего»

В субботу гости фестиваля «Золотая крыша» увидели на камерной сцене Волковского театра... Россию. В спектакле Санкт-Петербургского Большого Театра кукол «Башлачев. Человек поющий» она говорила о себе устами своего последнего большого Поэта — давно ушедшего, но оставившего нам свои песни. Каждая строчка в них — иногда история, иногда предсказание, чаще — молитва, но никогда не пустота.

Спектакль мастерской Руслана Кудашова появился в 2011 году. В названии — фрагмент из интервью Александра Башлачева, данного писателю Андрею Кнышеву в 1986 году:
- А как Вас можно назвать?...
- Я — человек поющий. Есть человек рисующий, есть летающий, есть плавающий. Вот я — поющий, с гитарой.
То, что питерские артисты обратились к творчеству Александра Башлачева, не странно: его имя и творчество неразрывно связаны с прежним Ленинградом и нынешним Санкт-Петербургом — «искали ветер Невского да в Елисейском поле и привыкали звать Фонтанкой Енисей... » Странно другое — за двадцать с лишним лет, прошедших с момента трагической гибели поэта, никто не обратил внимания на то, что его песни можно не только петь или читать как стихи, их можно еще и играть на сцене, ведь любая из них — настоящий моноспектакль. Руслан Кудашов — обратил.
На фоне огромного полукруглого окна, закрашенного коричневой краской и исписанного строчками из песен Александра Башлачева, на сцену выходили герои спектакля...
Хорошо погулявший накануне деревенский мужик рассказывал про водовоза Грибоедова, который под гипнозом почувствовал себя Наполеоном, а потом, когда понял, что все это было наваждением, с горя повесился. Ну что, господа литературоведы, поищем отсылки к Достоевскому?
Он смотрел голубыми глазами. 
Треуголка упала из рук. 
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.
Мачо в стильных темных очках, секунду назад распевавший в стиле Элвиса Пресли, вдруг преображался в человека с очень светлым взглядом, который повторял как молитву:
Мои законы просты —
Мы так легки и чисты.
Нам так приятно дышать.
Не нужно спать в эту ночь,
А нужно выбросить прочь
Все, что могло мешать.
Рабочая бригада во главе с прорабом, решившая «слегка расслабиться» после  первомайской демонстрации, весело распевала песню-пародию «Не позволяй душе лениться». И сыграно было настолько здорово, что зрители на какой-то момент поверили, что они сейчас не в зале на мягких стульях, а во дворе панельного дома брежневской эпохи за грубо сколоченным столом — да еще и в компании «строителей развитого социализма»:
Не позволяй душе лениться
В республике свободного труда.
Твоя душа всегда обязана трудиться,
А паразиты — никогда!
История из песни «Ванюша» для Александра Башлачева — тема особая. По-особому она прозвучала и в спектакле: от разгульной деревенской пьянки с частушечными напевами до скромной панихиды:
И мне на yхо
Шепнyли: - Слышал?
Гyлял Ванюха...
Ходил Ванюха,
Да весь и вышел.
Без шапки к двеpи.
- Да что ты, Ванька?
Да я не веpю!
Эй, Ванька, встань-ка!
И тихо встанет печаль немая,
Hе видя звезды гоpят, костpы ли.
И отpяхнется, не понимая,
Hе понимая, зачем заpыли.
Пpойдет вдоль pечки
Да темным лесом,
Да темным лесом
Поковыляет,
Из лесy выйдет
И там yвидит,
Как в чистом поле
Дyша гyляет...
В финале спектакля на сцене зазвучал голос самого Александра Башлачева, затеявшего диалог с участниками спектакля — с вроде бы шутливым, а на самом деле жутковатым рефреном:
Как по лезвию лезем лесенкой
За неспетою песней-песенкой...
И все же — «Все будет хорошо». Именно этой песней завершился спектакль. А режиссеру и артистам удалось то, что удалось когда-то и самому Александру Башлачеву: связать в единое целое и языческие мотивы, и подлинно христианскую молитву, и разухабистую русскую веселость, и светлую грусть о том, чего не вернешь. Наверное, именно поэтому во время спектакля в глазах многих зрителей стояли самые настоящие слезы.
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе