Виторган исповедался за подлеца Жоржа

Полку российских мюзиклов прибыло. В столичном Театре эстрады - при стопроцентном, надо заметить, аншлаге - состоялась премьера лаконичного (полтора часа без антракта) танцевально-песенного представления "Мата Хари". Посвященного, как несложно догадаться, захватывающе-печальной юдоли знаменитой плясуньи-шпионки вековой давности Маргареты Гертруды Зелле, представлявшейся публике и высокопоставленным ухажерам под малайским псевдонимом Мата Хари.

Распадающийся на отдельные концертные номера спектакль, поставленный заслуженным специалистом по созданию эстрадных бенефисов и музыкальных фильмов - режиссером Евгением Гинзбургом, должен по идее скрепляться воедино самобичующими монологами народного артиста Эммануила Виторгана. Виторган предстает в образе Жоржа Маслова - безнравственного, но раскаявшегося статского советника и экс-любовника легендарной шпионки. Но пока скрепляется как-то не ахти. Может, после десятка-другого показов "Мата Хари" несколько окрепнет. А сейчас я бы нагадал ему столь же короткий и неблистательный век, как и подавляющему большинству мюзиклов, прививавшихся на нашей почве.

Впрочем, авторы проекта, на который добрым спонсором было выделено около 300 тысяч долларов, вовсе не утверждают, что затевали мюзикл. Они удачно подстраховались формулировкой "музыкальная авантюра", которая запросто оправдывает любой результат. За "авантюру" седовласый рифмослагатель Илья Резник преподнес создателям "Маты Хари" после премьеры большой букет, актер Андрей Ильин и "машинист" Евгений Маргулис поаплодировали, а реакция аудитории в целом показалась супруге и продюсеру Виторгана Ирине столь бурной, что она громко сообщила кому-то по мобильнику: "Все прошло прекрасно, зал стоял!".

Это, конечно, премьерная эйфория, обусловленная наверняка еще и тем, что затея в нынешних экономических обстоятельствах вообще реализовалась. Автор либретто и текстов песен "Маты Хари" - известный московский поэт Александр Вулых так и сказал мне: "Главное - что этот ребенок родился". Но данного факта для восторга, по-моему, маловато. Даже вкупе с патриотическим удовлетворением от того, что речь идет о продукте собственного изготовления, а не об очередном лицензированном зрелище.

Жизненный путь Маты Хари пригоден для лав-стори любого накала и прямо-таки шекспировской драматургии. Страсть, искушение, предательство, цинизм, героизм, красота, романтика, смерть - что хочешь, выбирай. И играй. Эммануил Гедеонович выбрать, кажется, не может и играет натужно, всего понемногу. Хотя линию свою четко именует "исповедью подлеца". Ничего последовательно инфернального или отталкивающего в русском офицере Жорже Маслове (по сюжету любившем Мату, очаровавшем ее и затем сдавшем - ради собственного спасения и благополучия враждебной, французской то бишь, контрразведке) не проявляется. Скорее, он смахивает на старого Казанову.

Из такого спектакля мог бы, к слову, выйти виторгановский бенефис (тем более что артисту в 2009 году исполняется 70), однако ни одной значительной сцены у главной звезды мюзикла выделить не удалось. Даже финальная реплика Жоржа: "Я знаю точно, что после смерти нет жизни. Но есть то единственное, ради чего стоит жить. И героям, и подлецам, и палачам, и жертвам. Это единственное заключается в одном придуманном не нами слове - любовь!" - произносится без интонации прозрения героя. Хотя по закону мюзиклов чувствительные зрители тут уже должны прослезиться. Но патетический вывод возникает как бы из ничего. К нему не ведет пронзительно развивающаяся история.

Полтора часа народ наблюдает десяток мюзик-холльных сцен, где непосредственно Мата Хари, в спектакле зовущаяся Гертрудой (ее в разных составах играют Валерия Ланская и Теона Дольникова), - просто пластичная эстрадная солистка в окружении кордебалета. Темы "Парижские миражи", "Последний сеанс" и другие вполне вписались бы в ротацию "Русского радио" или "Европы плюс". Да, наверное, еще и впишутся. Поговаривают, что песни из "Маты Хари" уже начали приобретать наши поп-звезды.

Танцы, поставленные главным хореографом "Сатирикона" Валерием Архиповым, придают мюзиклу определенный эффект (например, танец монахинь, из-под ряс которых виднеется игривое нижнее белье девушек с пляс Пигаль, кто-то наверняка запомнит), но опять-таки они существуют сами по себе, ничуть не продвигая действо и тем паче ничего не добавляя к обещанному рассказу "о жизни и смерти выдающейся женщины". 

Мюзикл дробится на короткие главки, и каждая - почти самодостаточный концертный номер. Жорж здесь не рассказчик, а скорее конферансье. Возможно, что-то поменяется в дальнейшем, когда в очередь с Виторганом Маслова станет играть Владимир Качан. И уж совсем необходимо сделать что-то с "молодым Масловым", роль которого пока досталась певцу Данко. После того как сей исполнитель, стоя на коленях, допел свою ключевую партию: "Ты прости меня, ведь я тебя люблю", - почему-то вспомнились виденные мною солисты двух нижегородских ресторанных ансамблей, и Мату Хари стало по-настоящему жалко. Сейчас обсуждается вариант введения в феврале на эту роль Антона Макарского. Хуже точно не будет.

Михаил Марголис

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе