В МХТ им. Чехова поставили "Маму" Флориана Зеллера

"Мама" - вторая часть трилогии французского драматурга Флориана Зеллера, которая идет в театрах по всему миру. 
С кем осталась Анна, посвятившая себя семье без остатка? Дети занимаются своей жизнью, муж пропадает на работе. 
Фото: Фото предоставлено МХТ им. Чехова


В Москве его "Сына" можно увидеть в РАМТе - постановка Юрия Бутусова. "Папу" дают в "Современнике", где главную роль сыграл Сергей Шакуров. Еще одна "Мама" идет в Театре имени Моссовета на сцене "Под крышей".


В двадцать два года Зеллер опубликовал первый роман "Искусственный снег", благосклонно встреченный критиками. А следом и трилогия о семье собрала немало всевозможных литературных наград, моментально перекочевала на сцены театров, а в 2020 году Зеллер сам снял "Отца" с Энтони Хопкинсом в главной роли, за которую известный актер получил "Оскара".

Все три части семейной, по глубине поднятой проблемы почти античной, трагедии посвящены одиночеству, тотальному и всепоглощающему. Заменить его могут только призраки, которые роятся в голове и что-то настойчиво нашептывают. И главная героиня "Мамы" Анна, которую сыграла Мария Зорина, тоже одна. Хотя на сцене с ней еще трое - Пьер, муж (Алексей Красненков), Николя, сын (Кузьма Котрелев), Сара, дочь (Мария Сокольская). Все трое - бессловесные персонажи.

Как рассказывает актриса Мария Зорина, такой ход родился во время репетиций: отобрать текст у трех героев из четырех - еще больше подчеркнуть одиночество Анны. Кстати, "Мама" - первая режиссерская работа актера Егора Трухина. В 2017 году он окончил Московскую театральную школу Олега Табакова и сегодня учится на пятом курсе режиссерской мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе. По его словам, из "Мамы" Зеллера он хотел сделать личную историю. "Многие из нас часто "бросают" своих мам, - говорит он. - Уезжая в свою жизнь из родного города, из дома, где выросли".

Накануне Рождества Анна ждет семью домой, чтобы собраться за одним столом, сварить всем кофе, а заодно похвастаться обновкой - модным красным платьем, которое приобрела по случаю праздника. Вроде бы заслуженное "мамское" желание, но в пьесе расцветающее всеми видами патопсихологических комплексов. Здесь и удушающая любовь к сыну, и холод к дочери - как будто если она полюбит дочь, то сын получит меньше тепла - и навязчивое подозрение мужа в измене.


Анна ждет семью, чтобы собраться за столом, сварить всем кофе, а заодно похвастаться обновкой...


Героиня перебирает обрывки воспоминаний счастливого прошлого: просыпалась раньше всех, шла на кухню, готовила завтрак для детей, доставала их любимые кружки, вела их в школу, а потом долго провожала их взглядом, как они растворялись в толпе. С кем осталась Анна, посвятившая себя семье без остатка, когда дети выросли? Дети занимаются своей жизнью, а муж постоянно пропадает на работе. Вся надежда Анны на лучшего и любимого Николя. Но ее "ребенок" (пусть и двадцатипятилетний) связался с какой-то девулей, которая маме, конечно, не нравится. Несправедливость, жестокость? Нет, закон жизни. Закономерность? Да, в психологии названная синдромом опустошенного гнезда, с которым героиня не может научиться жить, не может принять единственно верное решение - отпустить.

Подчеркнуто холодное пространство сцены символизирует пустой дом Анны: решенная в белых тонах комната, очень напоминающая больничную палату, с голыми стенами и минимально заставленная мебелью. А в настежь открытую дверь время от времени ветер швыряет непрошенные охапки снега. Лишь один раз комната заполнится фотографиями в рамках, уютными шторами и пледом, когда то ли в яви, то ли в фантазии героини вся ее семья наконец соберется вместе. Главные герои трилогии Зеллера - люди с расстроенным сознанием. Вот и Анна периодически прикладывается к успокоительным, запивая их вином. А на больничной койке ей и вовсе примерещится, будто ненаглядный Николя ее задушил...

Зеллер написал удивительно точную пьесу о важности женщины не только как мамы и хранительницы очага, но и о той, кто сможет найти себя после того, как дети вырастут, той, кто будет интересна в своей новой жизни прежде всего себе самой.



Кстати

МХТ им. Чехова запускает проект "АРТХАБ" - зрители будут смотреть по пять эскизов спектаклей и сами выбирать тот, который превратится в настоящую премьеру. Всего за два года в рамках экспериментального смотра планируется провести десять лабораторий.

- "АРТХАБ" - это поиск новой современной драматургии, новых режиссеров для МХТ им. Чехова, - рассказал художественный руководитель театра Константин Хабенский. - Мы будем представлять новые идей блоками, по пять будущих спектаклей. Потом идет защита режиссера, так называемый питчинг, вопросы режиссеру, а после - вы голосуете за понравившийся спектакль. В результате голосования и мнения экспертного жюри через два месяца один из пяти эскизов превратится в реальную премьеру.

Первый блок спектаклей стартует уже в мае. Откроет проект "Остановка" режиссера Нади Кубалайт по одноименной пьесе Германа Грекова - 24 мая. Второй заход планируют в сентябре-октябре. Всего за время проекта театр надеется представить, как минимум, 10 премьер.

Подготовила Инга Бугулова

Автор
Текст: Наталья Соколова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе