«Украшение Отечества»

«Шут Балакирев» отметил нешуточный юбилей.
В воскресенье, 21 января, «Ленком» в 400-й раз сыграл «Шута Балакирева» – спектакль, поставленный по последней пьесе Григория Горина.

Тогда, весной 2001 года, в одном из интервью, приуроченных к премьере, Марк Захаров сказал, что пьесу драматург завершил незадолго до смерти и что это первый спектакль, работа над которым шла поистине трудно.

«Премьера потребовала таких усилий, такого отчаяния и сомнений, что многие до самого последнего момента не верили, что она состоится, – говорил Марк Захаров. – Все-таки Григорий Горин обычно принимал участие в заключительной репетиционной стадии. Он многое переделывал для артистов. Без него у нас возникали определенные драматургические сложности, хотя он и дал нам право на сценическую версию театра «Ленком».

И вот со дня премьеры прошло 17 лет – не самый большой возраст для спектакля репертуарного театра – но, как оказалось, есть в нем уже и свои долгожители. Так, в частности, единственной актрисой, которая сыграла все 400 спектаклей, является Татьяна Кравченко. 21 января ее выход на сцену в роли Аниссии Кириловны Балакиревой зрители встретили овациями.

Она играла и в день премьеры 14 мая 2001 года (тогда ее партнерами были Олег Янковский, Николай Караченцов, Сергей Фролов, Александр Збруев, Александра Захарова, Людмила Артемьева и др.), играла и во все последующие дни, когда состав вынужденно менялся под влиянием обстоятельств.

После трагической аварии в 2005 году пришлось искать замену Караченцову (граф Меншиков), ушел из жизни Янковский (Петр I), на почве недопонимания уволился из «Ленкома» Фролов, чей Шут был поистине звездной ролью. Жизнь подбрасывала многочисленные сюрпризы, но неизменным оставалось одно – желание сохранить в репертуаре последнее произведение Григория Горина.

Сюжет, как водится, взят исторический – судьба приближенного к государю шута. Однако Григория Горина и Марка Захарова интересовала не столько историография петровского времени с его хронологией, интригами и реформами, сколько извечность сюжета о природе власти в нашей стране. Сдобренный захаровской иронией, спектакль стал отражением, пожалуй, всей российской истории последних столетий с ее жестокостями и парадоксами, бесконечными реформами, постоянной надеждой на спасение и новые времена.

В день премьеры Александр Лазарев играл камергера Монса. Теперь у него роль Петра I – роль, отличающаяся глубоким драматизмом. В его исполнении это уставший, побитый жизнью император-мудрец, который еще не утратил веры в актуальность собственных идей, но страдает от собственной доброты, точнее – христианской способности ко всепрощению. Он любит жену (Екатерину Алексеевну играет недавно принятая в труппу Виктория Соловьева) и способен терпеть измены. Это человек, сердце которого испещрено шрамами, но продолжает любить.

Исторически так сложилось, что «Шутом Балакиревым» завершилось сотрудничество «Ленкома» с выдающимся драматургом и потому в этом спектакле, наверное, острее чем в остальных, ощущается захарово-горинский фирменный стиль – та самая ирония, которую жадно ловишь в словах и поступках героев, которая задает интонацию целым фрагментам и в которой ощутимо, конечно, дыхание наших дней (Не даром реплика самодовольного графа Меншикова о себе вызывает смех зрительного зала: «Это уже не лицо. Это – украшение Отечества»). Актеры не упускают ни единой репризы, используют любую возможность внести иронию в перипетии сюжета, который, как и прежде, развивается в энергичном темпе.

За годы существования спектакля Марк Захаров ввел в постановку новых исполнителей (Марк Анатольевич из тех редких режиссеров, которые тщательно репетируют, обновляют давно идущие спектакли). Вот и в нынешнем «Шуте Балакиреве» недавний выпускник Школы-студии МХАТ Сергей Ююкин органично играет заглавную роль. Александра Збруева сменил Сергей Гизбрехт, Николая Караченцова – Виктор Раков, Александру Захарову – Виктория Соловьева, Олесю Железняк – Анна Зайкова, Людмилу Артемьеву – Екатерина Мигицко и т.д. В спектакле множество замен, однако это постановка, которая ничуть не утратила качества и когда в финале царь вручает шуту флейту и велит освоить игру (то есть совершить, наконец, серьезный поступок), шут, едва сдерживая слезы, играет победно и сильно. А вместе с ним такое же чувство охватывает и зрительный зал. 

Автор
Виктор Борзенко | Фото: пресс-служба театра
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе