Театральный заезд

Начинается фестиваль "Золотая маска"

Собственно говоря, определить, когда же начинается фестиваль "Золотая маска", не так-то просто. С одной стороны, еще не сейчас: по традиции основные показы стартуют 27 марта, в Международный день театра. С другой стороны, "Маска" уже давно идет: еще в конце января и начале февраля в Москву со своими премьерами приезжал Мариинский театр, а его гастроли имеют самое непосредственное отношение к сражению за национальную театральную премию, имена лауреатов которой будут названы в середине апреля в Гостином Дворе. На следующей неделе "Золотая маска" тоже предлагает несколько мероприятий, и не только конкурсных: зрителей приглашают на читки новых пьес в рамках программы "Маска плюс". 

Уже несколько лет, как основная программа, то есть показ в Москве спектаклей разных жанров, поставленных в разных городах России и выдвинутых экспертами в многочисленным номинациях, перестала быть не только единственной, но и главной частью большого фестиваля "Золотая маска". Видимо, почувствовав некоторый спад страстей вокруг распределения главных наград, дирекция премии решила, что поднадоевшие многим номинации (в которых, чего греха таить, из года в год фигурируют одни и те же люди) нужно со всех сторон обложить сопутствующими проектами. Из почти 130 пунктов, найденных мною в программе показов нынешней "Золотой маски", лишь 70 с небольшим отмечены определением "основная конкурсная программа". Все остальное — различные внеконкурсные бонусы. 


Это не значит, конечно, что в основной программе публике, уже знакомой с московскими номинантами, нечего смотреть. Наверняка зрители придут на петербургских гостей — "Месяц в деревне" БДТ имени Товстоногова, "Онегина" в постановке Бориса Эйфмана и "Шербурские зонтики", возвращенные к жизни Василием Бархатовым. Не останутся без внимания новосибирский театр "Красный факел" со своим "Макбетом" и "Трамвай "Желание"" Коляда-театра из Екатеринбурга — любимца московской фестивальной публики. Стоит полюбопытствовать, что же происходит в Ярославской драме имени Федора Волкова и Кировском Театре на Спасской: они впервые выдвинуты на "Маску", и неизвестно, когда такое диво случится в следующий раз. Не стоит обделять вниманием и кукольные театры: "Маска" — хороший повод посмотреть, что делается в этом милом жанре. 

И все-таки особенное внимание следует уделить спектаклям иностранным: главный национальный фест все активнее вторгается на поле международных фестивалей. Здесь мы видим несколько имен первого ряда. Гжегож Яжина, лидер новой польской режиссуры и один из самых тонких и умных режиссеров среднего поколения, привозит спектакль "У нас все хорошо" по сюрреалистической пьесе Дороты Масловской. Кроме того, "Золотая маска" пошла по стопам фестиваля NET, напугавшего прошлой осенью московских пуристов спектаклем Яна Фабра "Оргия толерантности": теперь господин Фабр представит моноспектакль "Another Sleepy Dusty Delta Day". 

Под грифом "Легендарные спектакли и имена ХХ века" фестиваль представит "Дидону и Энея" в постановке знаменитого американского хореографа Марка Морриса. Американский акцент усилит танцевальная компания Aszure Barton & Artists из Нью-Йорка. Нелегкая задача уравновесить влияние американцев выпадет на долю театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I. и театра танца "Каракули" из Белоруссии, а также хорошо знакомого Москве хореографа Раду Поклитару: его театр "Киев модерн-балет" покажет в рамках программы "Маска плюс" версию "Щелкунчика". Латвийская национальная опера представит балет Кристиана Шпука по "Песочному человеку" Гофмана. 

И все-таки не танцы и не иностранцы окажутся главными во внеконкурсной программе "Золотой маски". Нынешний фестиваль резко ушел в сторону современной драматургии. Видимо, дирекция "Золотой маски" решила поднять знамя недавно, увы, почившего фестиваля "Новая драма". Читки новых пьес, программы социальной и документальной анимации, семинар по документальному театру и инсценированные картины из жизни современного российского рабочего класса, вероятно, должны блестяще оттенить номинантов премии и доказать, что авторы основной программы — не только Шекспир с Тургеневым, Уильямс с Вампиловым, Шукшин с Платоновым, но даже Мартин Макдонах с Жан-Люком Лагарсом — безнадежно устарели.

Роман Должанский 

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе