Театр поверх конвенций

В Москве открылся 14-й Международный фестиваль NET
Фрагмент спектакля «Кристина (Фрекен Жюли)»
Как отмечают арт-директора NETа Марина Давыдова и Роман Должанский, в сегодняшней Европе слово «конвенциональный» применительно к спектаклю означает «традиционный» и «посредственный». Таких постановок фестиваль, название которого — аббревиатура, восходящая к «новому европейскому театру», упорно избегает. Не признает он также жанровых, географических и прочих барьеров. Поэтому театральный смотр, ставший предисловием к году Россия—Германия, открылся спектаклем французского хореографа и художника Филиппа Декуфле. Его «Octopus» — сборник обаятельных и лукавых скетчей о причудах любви, исполняя которые, танцовщики двигаются так слаженно, словно это и вправду щупальца одного осьминога (так, собственно, и переводится Octopus). Отдельным открытием для Москвы стал певец и композитор Носфель, чей уникальный голос с диапазоном от фальцета до тенора сопровождал спектакль. Продолжить знакомство с Носфелем можно было на сольном концерте композитора в клубе Zavtra. А с Филиппом Декуфле — в «Новом Манеже», где до 2 декабря проходит выставка его оптических инсталляций «Оптикон».

Немецкая программа NETа начнется проектом «Завещание» — развивая темы «Короля Лира», перформансистки из группы She She Pop позвали в спектакль своих собственных отцов. Сцена, по отзывам немецкой критики, стала переговорной, в которой представители разных поколений пытаются найти компромисс. Предостережение любителям классики: текста Шекспира вы со сцены не услышите.

Еще один немецкий проект — «Проба грунта в Казахстане» знаменитой компании «Римини протокол», умеющей театрализовать любое событие жизни: от переговоров в колл-центре (спектакль «Call Cutta in a Box») до чтения «Капитала» Маркса («Карл Маркс. Капитал. Том первый»). На этот раз темой постановки стала нефть. Вернее, судьбы людей, так или иначе связанных с нефтяными разработками в Казахстане. Эмигрировав в Германию, они рассказывают зрителям о своем прошлом и общаются по видеосвязи с оставшимися на казахской земле родственниками.

Еще одна участница — хореограф Саша Вальц, чьих спектаклей Москва не видела достаточно давно. За это время компания «Саша Вальц и гости» успела измениться: теперь они танцуют не под минималистскую музыку, а в сопровождении песен Шуберта. Спектакль «Impromptus» — 75-минутная попытка доказать, что человеческое тело может парить в воздухе. Впрочем, юмор у Саши Вальц прежний: в одной из сцен песни Шуберта заменяет смачное хлюпанье мокрых калош, в которые обуты танцовщики.

Последним пунктом немецкой программы станет спектакль никогда прежде не гастролировавшей в России англичанки Кети Митчелл. В берлинском «Шаубюне» она поставила версию пьесы Стриндберга «Фрекен Жюли»: сюжет подсмотрен глазами второстепенного персонажа — служанки Кристины. Благодаря виртуозной работе с видео, проделанной соавтором Митчелл Лео Варнером, спектакль превращается в снимаемый на глазах зрителя фильм. Свет, оформление и актерская игра в нем — отдельные шедевры.

Болгарскую часть программы представит именитая «Шинель», придуманная и сыгранная Ниной Димитровой и Василем Василевым-Зуеком. Нарушив свой принцип привозить только новое, организаторы NETа покажут в Москве спектакль, объездивший весь мир и 17 лет назад ставший первым иностранным участником «Золотой маски». «Это тот восточноевропейский театр, который в точности отражает нашу эпоху» — так когда-то отозвалось о нем радио BBC. Что кроется под «Шинелью» на этот раз — узнаем в ближайшее время.

В афишу попали и три московских спектакля: «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, «Триумф любви» болгарина Галина Стоева и «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. В разное время все три режиссера стали открытием NETа. Фестиваль дает возможность увидеть их работы в контексте мирового авангарда.     

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе