Театр на Малой Бронной представляет быль об оборотнях

1 ноября на сцене Театра на Малой Бронной состоится премьера спектакля «Белка» по роману-сказке Анатолия Кима в постановке режиссера Екатерины Гранитовой. …Вы едете на работу или домой. Присмотритесь повнимательнее к окружающим. Не проглядывают ли сквозь лица звериный лик? Вон у того парня в синей куртке – нос или пятачок? А рыжая девушка с хвостом так похожа на лису. А вон та тетка с авоськой – вылитая бобриха.
Каждый, наверное, хоть когда-нибудь сравнивал людей со зверями, уж с кошкой или собакой так точно. В спектакле «Белка» все гораздо сложнее и страшнее. Настоящих людей вокруг не так уж и много. Остальные – полулюди, полузвери. Отнюдь не дружелюбные по своей природе.
Среди этого зверья живут и трагически погибают трое молодых художников. Четвертый остается в живых. Он-то и пытается разобраться, как выжить настоящему человеку среди оборотней…

В основе «Белки» – второго спектакля «Мастерской на Малой Бронной» – роман-сказка, написанный Анатолием Кимом в 1985 году. В России роман Кима известен мало, и выбор именно этого текста – к тому же чрезвычайно сложного для постановки в театре – режиссер Екатерина Гранитова объясняет так: «Ким каким-то удивительным образом ушел от политического и социального контекста, что добавляет тексту притчевый объем. Вопросы, которыми задаются герои, есть всегда – и при Наполеоне, и при Сталине. Что есть творчество в жизни человека? Любого человека, не только профессионального художника, литератора или артиста? Что это за дар?»

Подзаголовок спектакля – «Быль об оборотнях». Конечно, речь идет не о стремительном превращении человека в волка. Мы говорим о потребительстве, о включенности в колесо забот, о ложных талантах: один из персонажей «Белки» – знаменитый художник, что пускает жуков с лапками, испачканными краской, на чистый холст. Механизмы популярности открыты: жена-миллионерша делает супругу роскошный пиар.

В чем загадка таланта и богоравности? «Художники возрождения не жили в налаженном раю – инквизиция, грязь, чума, крысы. И тут – такие силы, такое бесстрашие, и никто до сих пор, в нашем сытом цивилизованном мире, не может достичь ни такой высоты духа, ни такого самовыражения. Почему самые талантливые уходят молодыми? Что это означает? Их призывают к себе обратно или их уничтожают, потому что они не нужны миру? Ведь ни один человек, вступающий на этот путь, не представляет, с чем ему предстоит столкнуться».

Команда спектакля старается понять, чем человек отличается от животного, и приходит к выводу: человек награжден способностью творить, и это приравнивает его к Богу: «Творчество – это, прежде всего, открытость к миру, способность испытывать чувство благодарности за то прекрасное, что мы умеем увидеть – это и есть путь к духовному совершенствованию».

Впрочем, подходить к спектаклю с эзотерической точки зрения не стоит, поясняет Гранитова: «Это только притча, сказка для взрослых. Конечно, в каждом человеке есть прекрасное и ужасное, человеческое и звериное. Победа оборотней сиюсекундна, а дальше мы еще посмотрим».
http://station.ru/NewsView.aspx?id=1217525


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе