В зале был аншлаг.
Воплотить великую историю на сцене изначально было смелой идеей. «Мастер и Маргарита» – очень сложное для постановки произведение, в первую очередь из-за плотной насыщенности романа событиями, образами и смыслами. При постановке неизбежно приходится чем-то жертвовать, выбирать наиболее важные эпизоды, которые позволят сохранить целостность истории. Чуть ошибешься в выборе – и уже повисает в воздухе линия Ершалаима, обрывается и теряет метафизический смысл история с головой Берлиоза, сеанс черной магии с разоблачением лишается собственно разоблачения… В постановке студентов ВГИКа потерялось многое, например, эпизоды, раскрывающие характер Маргариты (это редкий случай, когда Мастер оказывается более ярким персонажем, чем «та, которая любила и страдала за него»). Мало внимания оказалось уделено и Бегемоту – сам образ создан великолепно, но проявляется он лишь в единственной сцене.
Все вышесказанное демонстрирует еще одну причину, по которой «Мастера и Маргариту» сложно адаптировать для сцены: у романа огромное количество поклонников, и у каждого из них свое собственное мнение о том, какие сцены являются принципиально важными. У каждого – свой Булгаков.
В версии студентов ВГИКа многослойный роман превратился в набор зарисовок, по большей части комических. Это довольно удачно смотрится в сценах на Патриарших, в «нехорошей квартире», в варьете и в психиатрической клинике. Несколько хуже дело обстоит с балом и следующими за ним эпизодами, которые невозможно приблизить к формату скетча. В результате финал получился откровенно скомканным.
При этом визуально спектакль оформлен очень стильно: черно-красные декорации, зловещее освещение, эффектные мизансцены, оригинальное пластическое решение с реализацией фразеологизма «плясать под чужую дудку»…
Словом, однозначным впечатление от спектакля не назовешь. Он, безусловно, заслуживает как серьезной доработки, так и громких аплодисментов.
Фестиваль «Будущее театральной России» продлится до 26 апреля. На сцене Волковского театра ярославские зрители смогут увидеть музыкально-пластический коллаж «Шоу должно продолжаться» Красноярской государственной академии музыки и театра, «Несвоевременный концерт» Школы-студии МХАТ, «Грозу» ярославского режиссера Дениса Азарова и мюзикл «Джаз-клуб» Екатеринбургского театрального института.