Спектакли театра DOC. Пир

В Театре.DOC  философская премьера – «Пир», в постановке Всеволода Лисовского. 
Если уже показывать документ на сцене, то начинать надо с Платона. С него и мысль европейская началась, а театр, отменяющий «актёр актёрыча», выставляющий на сцену актёра-человека, никак не может обойтись без мысли. 

Внутри уникального древнего особняка на Спартаковской всё другое, нежели в обычном театре, никакой сцены, никаких различий между зрителями и актёрами. Вот и на этот раз оказалось, что два ряда зрителей сидят друг напротив друга. Вошли философы и сели между нас. И зрительницу, деву ахейскую, в синей юбке с рисунком колонн и Деметры, воззвали на помост. Деве ноги омыла актриса Наталья Терешкова и вышла играть юношу-философа Алкивиада. Зрителям раздали по листику с идеями рецептов блюд вкуснейших. Так и вписали – идея карпаччо из осьминога в винном соусе, идея греческого пирога с томатами и луком, идея черной водки, идея питы с бараниной, салатом и соусом дзадзики, и тому подобное. Пальчики оближешь.

Перед премьерой Андрей Родионов сказал мне об актуальности Сократа:

Сократ – прообраз современного политтехнолога, он может убедить любого. Нынешнему зрителю такой типаж малосимпатичен. Если же действительно переключиться и, ощутив себя в идеальном мире, вновь взглянуть на фигуру Сократа, то он окажется Фавном или Селеном, древним божеством, что очень модно. Я переложил на рэп большую часть монолога Диотимы. 

Понимая, что Родионов не прост, не всё я принял за шутку, напряжённо следил за диалогом Сократа с Диотимой. В какой-то момент  показалось – она читает рэп, очищая картошку ножом. Бумажные идеи яств, под дикий аромат страстно очищаемой картошки напомнили незабвенный сборник рассказов Сорокина «Пир». Там  есть совсем театральный рассказ «Лошадиный суп». Один человек ничего не ест, зато живёт вечно, потому что созерцает, как ест одна девушка. Но режиссёр ничего сорокинского и близко не подпустил к спектаклю, а зря. Раз уже раздали «идеи» еды, могли бы и дальше хулиганить. Сразу скажу, что удивлён был НЕучастием в спектакле поэта Андрея Родионова. В том смысле, что он играл, выучив слова Сократа, но Сократ совсем обошёлся без стихов Родионова. Представьте, насколько освежающим было бы созерцание битвы: платоновские славословия Эросу против стихов об эросе милицанеров. К тому же ясно, что не зарастёт тропа милиционеров к самому нетеатральному театру Москвы. Но раз крайностей не случилось, рассмотрим то, что есть.

Роли: Алкивиад – Наталья Терешкова, Диотима – Наталья Омельченко, Сократ – Андрей Родионов, Агафон – Алексей Маслодудов, Павсаний – Александр Усердин, Эриксимах – Сергей Фишер, Аристофан – Юрий Салтыков

Как известно из диалогов Платона, Сократ кого угодно переубедит. Но вот Диотима невероятным напором логоса отмела все вопросы Сократа как несущественные. А мальчик Алкивиад (прекрасная Наталья Терешкова), с большой способностью рассуждения, влюблённый в Сократа, сокрушил его упрёками и горем неразделённой любви. Тон восприятия произносимого философского стиха существенно поменялся, по сравнению с чтением оного. Может, голос поэта виноват, слишком он узнаваем. Но, скорее всего, любой философский текст в театре почти неузнаваем по той простой причине, что мы никогда не успеем его понять во время действия, даже если сильно сосредоточимся. Такие тексты понимаются наедине с собой. С другой стороны, то и хорошо, что нельзя уследить за смыслом, ведь начинает править чистый поэзис, ритм и тон голоса. Когда один из  философов переходит на пение, вдруг всё становится понятно. Эрот – бог древнейший.

Перед спектаклем Виктория Холодова строго предупредила – если есть люди до 18 лет, пусть уходят. Речь-то на этом пире о юношах прекрасных, годных к любви философов. Прекрасное содержится во всём, но юношу можно научить воспринимать это прекрасное. Наверное, прав Алексей Лосев в трактате «Эрос у Платона», где как дважды два доказывает, что «Пир» нельзя воспринимать напрямую. Не зря ведь Сократ не уступает натиску мальчика Алквивиада. Верно, подозревает, что сей знойный, знатный юноша не пригодится философии. Любовь к мудрости никак не соприкасается с любовью к юношам. А если любовь к юношам – метафора, это всё меняет, несмотря на якобы точные доказательства тотального засилья однополой любви в Древней Греции. Юрий Салтыков в роли Аристофана смешит публику историей вопроса половых мутаций. Допотопные первые люди  были двуполыми андрогинами, причём их было три вида. Грубо говоря, ММ, МЖ и ЖЖ. Амазонки понятно из кого образовались, обычные люди тоже, а вот государственные чиновники – из разделения вида ММ на тела сугубо мужские.

http://www.medved-magazine.ru/userfiles/images/obzor%202012/2015/doc-1.JPG

В зрелые годы только такие  мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав,   они  любят  мальчиков,  и  у  них  нет  природной  склонности  к деторождению и браку;  к  тому и  другому их  принуждает обычай, а сами  они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жен.

Очень интересный подход Платона к теме, ведь периодически именно государственные чиновники во всём мире борются за «нравственные ценности народа», чтобы, прежде всего, запретить однополую жизнь. Так и маскируются. Видимо, мало их осталось после древнего разделения полов. Ещё одна хорошая мысль посетила под медитативный рассказ о Сократе и его друзьях. Маленькие театральные площадки всегда лучше, но почему? Думается, только потому, что на них не нужно электромагнитное звукоусиление. Смотришь, например, древнюю китайскую оперу на Чеховском фестивале и заболеваешь. А мог бы, наоборот, выздороветь от живых ультрафиолетовых вибраций китайских утробных голосов. Ведь зрительное внимание направлено на сцену, а слух выдёргивается на динамики, расположенные где угодно. Налицо разделение внимания, от этого устаёшь сильно. Но главное – отменяется прекрасный живой голос, ведь вибрация мембраны динамика есть нечто мёртвое. Различить бы в театре живое и мёртвое, для начала. А прекрасного так мало вокруг, что Платону пришлось создать европейскую философию и правящий до сих пор способ мышления, чтобы обнаружить что-то прекрасное в мире.

 

P.S. Опять вся чиновничья мощь тратится понапрасну, опять выгоняют из дома, восстановленного из руин, наезжают катком  «приказов» на прекрасный, во всех платоновских смыслах, Театр.doc. Надавили на арендатора, чтобы он субаренду с театром разорвал. Нельзя, видимо, в нашем городе договора субаренды заключать. Интересно, если бы хозяином «уникального древнего особняка на Спартаковской» был любитель театра, пошёл бы он против некоего чиновника, у которого слово «болотное дело» вызывает судорогу? И второй вопрос – доколе чиновники будут ощущать себя «повелителями вселенной»? Впрочем, вопрос снимается как риторический. Другие вопросы надо задавать, даже если  мутированный депутатами уголовный кодекс теперь выглядит защитой чиновников от любых неприятных вопросов. Театр.doc работает с социальной памятью, а депутаты думают о запрещении всякой памяти – социальной, исторической и личной. Депутаты борются с тем, что отличает Платона, чемпиона Олимпийских игр по панкратиону (бои без правил) – от животного.

Фото автора
Автор
автор: Дмитрий Лисин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе