Спасет ли Мездрич театр

Вот уже около восьми месяцев Ярославским театром имени Волкова руководит новый директор - Борис Михайлович Мездрич. Казалось бы, в первом русском наконец-то все утрясется и не будет прежних проблем. Ведь Мездрич обещал сделать наш театр лучшим из лучших и вывести его на «Золотую маску». И многие ему поверили. Некоторые средства массовой информации стали очень активно пиарить нового директора театра, еще не сделавшего на тот момент ничего для него полезного. 

Вот уже около восьми месяцев Ярославским театром имени Волкова руководит новый директор - Борис Михайлович Мездрич. Казалось бы, в первом русском наконец-то все утрясется и не будет прежних проблем. Ведь Мездрич обещал сделать наш театр лучшим из лучших и вывести его на «Золотую маску». И многие ему поверили. Некоторые средства массовой информации стали очень активно пиарить нового директора театра, еще не сделавшего на тот момент ничего для него полезного.


Дескать, Борис Михайлович - один из лучших менеджеров России, спасающий театры от творческого упадка и разрухи, и мы все дружно должны гордиться, что живем в одно время с этим замечательным и талантливым человеком. После таких высказываний многие были уверены, что волковцам неимоверно повезло: Мездрич обязательно вдохнет в театр новую жизнь и в первом русском наступит эпоха Ренессанса. Тем более что сам Борис Михайлович, приехав в Ярославль, буквально заливался соловьем и рассказывал всем и каждому о ближайших планах на пути к возрождению Волковского. И некоторые люди, наслушавшись его, уже забыли, что до прихода Мездрича театр тоже существовал, со своей историей и традициями, победами и успехами, забыли, как переживал он нелегкие годы перестройки и финансового кризиса и работали в нем любимые нами Валерий Сергеев и Владимир Боголепов, так много сделавшие для Волковского. 

БОЯТЬСЯ НАДО НЕ МЕРТВЫХ. ЖИВЫХ 

Увы, с назначением Мездрича все оказалось не так радужно, как хотелось бы. Первое, что бросилось в глаза в одно из посещений Волковского через пару месяцев после прихода сюда нового директора, - в театре резко изменилась атмосфера. Если прежде здесь пропагандировали идею «Театр - это родной дом, и каждому рады в нем», то теперь все стало иначе. Во-первых, едва прибыв в Ярославль, Борис Михайлович начал разборки с журналистами. Одни оказались неугодными, потому что, по мнению Мезд-рича, не так пишут о нем в газетах. Другие не пришлись ко двору после не слишком лестных рецензий о новых постановках, а лучшему театральному директору и менеджеру России весь этот негатив ни к чему, ведь у него априори не может быть плохой работы. Короче говоря, доступ в Волковский получили только те представители СМИ, кто готов денно и нощно расхваливать Бориса Михайловича. Остальным здесь теперь не рады. Злые языки утверждают, что Мездрич даже составил черный список, куда занес не-угодных ему журналистов, и строго следит, чтобы не дай Бог не проникли они в подведомственное ему учреждение культуры. 

Но это еще полбеды. В конце концов, журналисты, если очень захотят, могут и билет на спектакль купить. А уж свободно выражать свое мнение о театре им вряд ли кто-то запретит: на чужой-то роток не накинешь платок... Куда страшнее в Волковском ситуация с его сотрудниками, многие из которых запуганы настолько, что ведут себя как мышки в норках - тихо-тихо и носа не высовывают: как бы кот не сцапал. К примеру, если раньше в антракте или после спектакля капельдинеры искренне делились с журналистами своей оценкой спектаклей, причем не боялись порой и критиковать постановки, теперь все они точно воды в рот набрали. А если и высказывают свое мнение, то шепотом и нервно оглядываясь по сторонам: «Не дай Бог кто услышит. Мы боимся потерять работу!» 

Оказывается, теперь эта тема в первом русском очень актуальна. Увольняются старейшие работники театра - люди, которые отдали ему десятки лет и служили верой и правдой. Так, вот уже несколько месяцев пытается отсудить свое право на работу бывший администратор Волковского Галина Михайловна Шишкова, которую уволили якобы из-за сокращения штата, не предложив взамен достойной должности. Лишилась места и Тамара Павловна Озерова - начальник отдела кадров, проработавшая в театре более 10 лет. 

Зато с приходом Мезд-рича в первом русском появилось 8 новых штатных единиц. И если не ставится под сомнение важность создания юридического отдела, в котором работают по-настоящему профессиональные люди, то приглашение на работу в Волковский супруги Бориса Михайловича Елены Медведевской, которая стала начальником информационно-издательского отдела, вызывает немалые кривотолки. А назначенная на должность помощника директора по творческим вопросам Ольга Никифорова вообще, по слухам, бывает в Ярославле наездами и работает еще на два других театра - омский и петербургский. Зачем первому русскому такой заместитель директора, который и на месте-то не бывает?! В общем, помимо Медведевской появились в театре и другие варяги, как будто в нашем областном центре не нашлось хороших специалистов, способных заниматься финансовыми, кадровыми и творческими вопросами. А ведь, как поговаривают недоброжелатели, только на проживание в Ярославле Бориса Михайловича с женой театр тратит в среднем около 35 тысяч рублей в месяц. Плюс квартира для финансового директора стоимостью 25 тысяч. Не хило получается! 

Впрочем, для самого Мездрича это, по всей видимости, копейки. Ведь, по слухам, все его пять заместителей получают не менее 50 тысяч рублей в месяц каждый. А про зарплату самого директора, его супруги и финансового директора театра в Волковском вообще стараются помалкивать. В то время как рядовые сотрудники театра получают в среднем 8 - 12 тысяч рублей в месяц. Даже покойный Валерий Сергеев - человек, который сделал для нашего театра неоспоримо больше, - такого, говорят, себе не позволял. И хотя отношение к деятельности Валерия Валентиновича у некоторых было неоднозначное и при жизни его порой жестко критиковали, все же надо отдать ему должное - Сергеев внес неоценимый вклад в развитие и процветание первого русского театра. Вспомним, сколько замечательных гастролей организовал он для любимого Волковского, сколько талантливых режиссеров и актеров поддержал! Именно он был инициатором проведения в Ярославле Волковского фестиваля. И при этом Валерий Валентинович не мог себе позволить получать в разы больше денег, чем заслуженные и народные артисты. А во время командировок в Москву снимал гостиничные номера за 800 - 1200 рублей в день. Нынешние же руководители, по слухам, тратят на гостиничные расходы иногда более 15000 рублей в день и останавливаются в лучших столичных отелях. 

Кстати, поговаривают, что Мездрич почему-то очень негативно относится ко всему тому, что сделано в театре за период работы в нем Валерия Сергеева и Владимира Боголепова, якобы грозится вытравить всю «сергеевщину» из Волковского, установив в нем свои порядки - антидемократические (по его мнению, в театре никакой демократии быть не должно) и авторитарные. 

Правда, в некоторых околотеатральных кругах сложилось мнение, что новый директор вообще ненавидит наш Волковский и чувствует себя здесь этаким современным Лопахиным, который пришел крушить все старое, по его личному убеждению, себя изжившее. Причем крушить лишь только для того, чтобы лишний раз доказать свою важность и неоспоримый авторитет в театральном мире. Мол, вот я какой крутой, вот как умею... Через восемь месяцев работы в Волковском Борис Михайлович, похоже, до сих пор ощущает себя здесь инородным телом и то и дело оговаривается: «Вот у нас, в омском театре», «Вот у нас, в новосибирском»... А про ярославский театр, как утверждают его сотрудники, говорит порой пренебрежительно, сквозь зубы: «Ваш Волковский». А когда директора корректно поправляют: «Борис Михайлович, надо говорить не «ваш Волковский», а наш», он злится: «Нет, я сказал - ваш, значит, ваш!» 

Между прочим, на недавней пресс-конферен-ции по поводу фестиваля «Будущее театральной России» Мездрич столько раз оговорился и назвал Волковский театр омским, что журналисты потом долго возмущались. 

Я ВАМ НУЖЕН, ГОСПОДА 

Впрочем, чтобы до конца разобраться в истоках такого поведения Мезд-рича, стоит вспомнить, откуда вообще взялся этот человек, и попробовать понять, почему он приехал в Ярославль. Борис Михайлович не имеет никакого театрального образования, но наработал большой практический опыт театрального менеджмента. Он окончил геолого-геофизический факультет Новосибирского государственного университета. 

Как геолог попал в театр - отдельная история. В молодости в академгородке Мездрич организовал общество любителей хореографии «Терпсихора». И именно с этого клуба по интересам и началась его дальнейшая творческая жизнь. В 1980 - 1987 годах Борис Михайлович уже занимал должность заместителя директора Приморского краевого театра имени Горького. В 1987-м был избран директором Приморского краевого театра юного зрителя. С 1989-го он директор Омского академического театра драмы, а с 2001 года - директор Новосибирского академического театра оперы и балета, где он и работал до переезда в Ярославль. Сам Мездрич считает, что ничего странного в том, что, будучи геологом по образованию, он работает в театре, нет. В одном из интервью Борис Михайлович поясняет, что в Новосибирском университете студентов готовили не на инженеров-геологов, хотя в дипломе написано именно так, а на людей, занимающихся научной деятельностью, которая требует постоянной новизны. «Добиться каких-то результатов, занимаясь наукой, можно лишь в том случае, если ты каждый раз работаешь по-новому - применяешь новые методы и подходы. То есть нас учили, как из неопределенной ситуации делать определенную. А этот опыт нужен и в театре в том числе. Теперь-то я знаю, что работа в театре и науке по интеллектуальным усилиям - сопоставимые вещи»... 

К слову, если копнуть поглубже, в некоторых интервью Бориса Михайловича попадаются такие высказывания, которые вызывают по меньшей мере улыбку и легкое недоумение. Чувствуется, что этому человеку явно не хватает театрального образования, хотя по части реализации всевозможных творческих проектов он, как ни крути, профессионал. 

Так, давая в одной из телепередач интервью по поводу готовящейся в Новосибирске премьеры оперы «Жизнь с идиотом» на музыку Шнитке и либретто Ерофеева, Мездрич, как утверждает журналист, заявил, что постановка будет элитарной. А элитарность ее заключается в том, что в спектакле будет употреблена ненормативная лексика... 

И все-таки что же заставило Бориса Мездрича бросить любимый театр в Новосибирске и приехать в Ярославль? Неужто безграничная любовь и сочувствие к Волковскому? Злые языки утверждают, что по странному стечению обстоятельств Борис Михайлович приезжает в те города и театры, где готовятся отмечать большие юбилеи и значимые события, под которые выделяются немалые деньги. Так якобы случилось и с нашим областным центром. Тысячелетие Ярославля, конечно же, связано с серьезными финансовыми вливаниями в город, а Волковский театр, между прочим, его визитная карточка. К тому же в 2010 году первому русскому театру исполняется 260 лет. Так что о нем в преддверии двух юбилеев, естественно, не забудут. Поговаривая же о новом директоре, злопыхатели произносят фразу, которая будто бы родилась в Новосибирске, когда там на реконструкцию театра было потрачено примерно около 1500 млн. рублей: «Где деньги, там и Мездрич». Помимо юбилеев можно и проекты всевозможные напридумывать, чтобы Министерство культуры под них денег навыделяло. 

А ЛИЗА СПОЕТ ЧАСТУШКИ 

Коль речь зашла о проектах и задумках Бориса Михайловича, в первую очередь хочется сказать о репертуарной политике театра и недавней премьере - спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Мездрич не скрывает, что Волковский под его чутким руководством взял курс на современную драматургию и теперь на постановки будут приглашать режиссеров, которые работают в данном направлении. Шагнув на эту ступеньку, театр, по замыслу директора, должен перейти в иное качество творческой жизни. Собственно, так уже и происходит: и Сергей Пускепалис, поставивший «С любимыми не расставайтесь», и Игорь Селин, работающий сейчас над спектаклем «Горе от ума», - режиссеры, знающие толк в современных театральных тенденциях и веяниях. А что можно сделать на основе хорошего литературного материала, осовременив его по своему разумению, зрители уже увидели на примере «С любимыми не расставайтесь». Несмотря на хвалебные отзывы, которые, как поговаривают, Мездрич просто-напросто заказал своим друзьям - именитым столичным театральным критикам, спектакль «С любимыми не расставайтесь» вызвал неоднозначную реакцию у завсегдатаев театра. На официальном сайте Волковского можно прочитать и отрицательные отзывы зрителей, не ожидавших, что режиссер может так надругаться над пьесой Володина. Хотя, надо отдать должное, актеры с большим энтузиазмом работали с Сергеем Пускепалисом, и в спектакле были задействованы некоторые артисты, давно не выходившие на сцену. Режиссерская задумка, говорят, была очень интересной, но реализовать ее на хорошем уровне не удалось. И творческий состав театра тут ни при чем. 

Во-первых, далеко не всем зрителям понравилось новшество сидеть на жестких скамейках с пуфиками весь спектакль. Пусть даже это и происходит на сцене. Уже в антракте публика жаловалась, что после часового мучения на скамейке болит шея, спина точно деревянная и ноги затекли - тут уже не до эстетики. И почему же в театре так не любят зрителей?! Во-вторых, сам спектакль некоторым показался затянутым, а порой скучным, чересчур вульгарным и балаганным. А идея разместить зрителей на сцене вообще мало кого удивила, ведь для любящих театр ярославцев это уже не сенсация. В свое время Александр Кузин поставил в ТЮЗе спектакль «Ромео и Джульетта», где действие происходило в зрительном зале, а публика сидела на сцене. Постановка, кстати, была удачной и прокатной, зрителям она нравилась. 

Между прочим, одну из пресс-конференций Мездрич тоже зачем-то провел на сцене. К чему такие заигрывания и панибратство с журналистами, совершенно непонятно. 

По большому счету, никто не против современной драматургии, в том числе и на Волковской сцене. Но складывается впечатление, что Мездрич вроде бы напрочь забыл, что пришел работать в русский академический театр, который наряду с Мариинским и Малым театрами в первую очередь ориентировался на традиционный классический репертуар. Борис же Михайлович, по всей видимости, решил потихонечку вытеснять классику из волковского репертуара, а если уж и доведется коснуться такого репертуара, то он непременно должен быть осовременен. Получится ли из этого замысла что-то путное и будут ли выпущены спектакли высокого художественного качества - большой вопрос. 

Вот и Игорь Селин, по слухам, уже вовсю переиначивает на современный лад грибоедовское «Горе от ума». Настолько переиначивает, что некоторые артисты за сердце хватаются. Якобы Лиза у него будет сидеть на завалинке и петь похабные частушки, а Чацкий - плясать до умопомрачения. Но примет ли такой спектакль интеллигентный и искушенный ярославский театральный зритель - вопрос. 

Несмотря ни на что, Борис Михайлович очень гордится, что театр имени Федора Волкова хорошо посещаем зрителями. Однако, если разобраться, это вовсе не его заслуга. Во второй половине 2008 года принимается постановление правительства Ярославской области о помощи малоимущим слоям населения - хорошее начинание, дающее возможность людям с маленькими доходами и проблемами со здоровьем бесплатно посещать театр за счет средств областного бюджета. На эти цели выделяется около 
5 млн. рублей. 

Билеты и приглашения распространяются среди большинства общественных организаций, на спектакли бесплатно приходят инвалиды, ветераны войны и труда, многодетные семьи. А максимальный пик приглашений приходится на 3 - 4-й кварталы прошлого года - именно тот период, когда в театр пришел Мездрич. В результате уже при нем посещаемость Волковского повышается в два-три раза, в театре аншлаги, и эта статистика нового директора очень радует. Борис Михайлович с гордостью рапортует об успехах. 

Правда, как поговаривают, на данный момент новое постановление правительства области еще не подписано. Поэтому посещаемость театра снизилась. И такая статистика Бориса Михайловича очень не радует... 

Алексей ВАВИЛОВ

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе