Союз театральных деятелей выступил в защиту постановок Богомолова и других режиссеров

Гильдии театральных режиссеров и театральных менеджеров России в открытом письме выступили в защиту постановок и режиссеров, раскритикованных экспертами Института имени Лихачева.
В обращении театральные деятели напомнили, что подобные обвинения в искажении классики высказывались и в отношении тех, «кто сейчас стал золотым фондом российского театра, — Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Товстоногова, Эфроса, Любимова». Авторы письма уверены, что возвращение цензуры будет губительным для развития отечественной культуры. «Нас крайне настораживает, что некие ученые, о которых режиссерское сообщество не имеет никого понятия, вдруг взялись определять возможные границы интерпретации классики. Что само по себе недопустимо, так как свобода интерпретации — неотъемлемое право любого творческого человека. Также абсолютно понятно, что массовый успех или неуспех говорит лишь о доступности, кассовости произведения, а не о качестве оного. Убеждены, что только соблюдая эти постулаты, мы сможем содействовать развитию культуры, а не ее консервации и музеефицированию» — говорится в письме на сайте Союза театральных деятелей России. 

Накануне эксперты НИИ раскритиковали постановки Константина Богомолова, Римаса Туминаса, Тимофея Кулябина и Дмитрия Чернякова по произведениям Пушкина за искажение текстов и идей поэта. Ученые призвали государство лишить спектакли финансирования. 


 
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ОТ ГИЛЬДИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ РЕЖИССЕРОВ РОССИИ И ГИЛЬДИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ РОССИИ

Уважаемые господа!

Думаем, что Вы согласитесь, что ситуация, складывающаяся вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», максимально явно выявила ряд очень важных, и несомненно болезненных проблем современной российской театральной культуры. Более того, стал очевиден раскол культурного сообщества. Мы убеждены, что на данный момент нам всем просто необходимо противостоять этим процессам и сообща вести поиск взвешенного решения, которое смогло бы содействовать не еще большему разобщению, а послужить началом конструктивного диалога между художником, обществом и государством.

Не имеет смысл оспаривать тот факт, что в задачи сильного и дееспособного государства входит формирование общекультурной доктрины, но точно также бесспорно право режиссера на интерпретацию. Сама суть нашей профессии в создании нового, оригинального произведения в соответствии с законами театра – в противном случае наша деятельность теряет всякий смысл. При этом мы прекрасно осознаем, что недопустимо намеренное оскорбление художником любого сегмента зрителя и безответственная сознательная провокативность, но также невозможен выход из дискуссионного поля на территорию административного решения конфликта.

 Достойны уважения заботы неравнодушной части культурного сообщества о том, чтобы лучшие образцы классической культуры избежали искажений, но не может не вспомнится, что подобные обвинения высказывались и в отношении тех, кто сейчас стал золотым фондом российского театра - Мейерхольду, Таирову, Вахтангову, Товстоногову, Эфросу, Любимову… Да, мы считаем своим долгом защитить свободу самовыражения художника, его безусловное право на интерпретацию и переосмысление, но мы ни в коем случае не отрицаем его ответственности перед обществом, особенно сегодня, когда мы в большинстве своем расколоты и полярно настроены. 

Коллеги, мы убеждены, что для развития отечественной культуры будет губительно возвращение к не такой уж давней практике цензурирования. Что внутренняя ответственность художника за свое публичное высказывание, которой никто не отрицает, не может насаждаться насильственно, тем более посредством административного вмешательства, а может только воспитываться профессиональным сообществом, которое несет за него ответственность. Нас крайне настораживает, что некие ученые, о которых режиссерское сообщество не имеет никого понятия, вдруг взялись определять возможные границы интерпретации классики. Что само по себе не допустимо, так свобода интерпретации - неотъемлемое право любого творческого человека. Также абсолютно понятно, что массовый успех или неуспех говорит лишь о доступности, кассовости произведения, а не о качестве оного. Убеждены, что только соблюдая эти постулаты мы сможем содействовать развитию культуры, а не ее консервации и музеефицированию. 

А это, как нам кажется, наша с вами, господа, общая задача.

По поручению Гильдии театральных режиссеров России Фокин Валерий Владимирович

По поручению Гильдии театральных менеджеров России Полянкин Анатолий Евсеевич

Опубликовано 01.04.2015
Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе