Самый русский режиссер

Волковский театр получил звание первого академического в российской провинции при легендарном Фирсе Шишигине

Перед тем как взять руководство Волковским театром в качестве директора и режиссера, Фирс Шишигин возглавлял актерские труппы Москвы, Ленинграда, Дальнего Востока. Родом из архангельских рыбаков («трескоеды», как шутя говорил Шишигин), он окончил Ленинградское театральное училище, пробовал себя на разных сценах, сам организовывал театры. Под его крылом раскрылись многие знаменитости, например Иннокентий Смоктуновский, Константин Синицын, Иван Лапиков.


Из артистиков в актеры


В Ярославль Шишигина направили в 1960 году приказом Министерства культуры, после того как бывший руководитель Волковского Петр Васильев ушел в Московский театр сатиры. Новый режиссер привез в Ярославль и одного из своих лучших актеров – Владимира Солопова.

– Когда мы познакомились в 1953 году, я был таким артистиком в узких, модных тогда брючках, – с улыбкой вспоминает Владимир Алексеевич. – А в полноценного актера превратился благодаря именно Фирсу Ефимовичу.

Из Воронежского драматического театра, где до этого работал Шишигин, его отпускали с большим сожалением. Труппа даже хотела выстроиться живой стеной от театра до находящегося неподалеку вокзала, откуда уезжал режиссер, лишь бы его остановить.

– А я тогда играл главные роли в девяти из тринадцати постановок, – говорит Владимир Солопов. – И когда подал заявление, меня тоже решили не отпускать любыми способами, угрожали даже засудить.

Тогда Шишигин обратился к министру культуры Екатерине Фурцевой, сказав о Солопове: «Он мне нужен». И вскоре в Воронеж приехал начальник управления театров Министерства культуры, чтобы лично решить все вопросы и препроводить актера в Ярославль. А уже на следующее утро Солопов с Шишигиным репетировали первый на Волковской сцене спектакль «Кредит у нибелунгов».

– В постановке были заняты самые крупные ярославские актеры того времени. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы, – вспоминает Солопов. – Это была новая эстетика, новое звучание. При этом Фирс Ефимович всегда ставил перед собой цель – пропагандировать принципы русской культуры, ее традиционность. Вообще я считаю, что за последние годы в стране не появлялось более русского режиссера.

Гипноз педагогики


В 1962 году усилиями Шишигина в Ярославле открыли театральное училище, в 1966-м Волковский получил звание академического и орден Октябрьской Революции, в 1967-м здание театра реконструировали. Под руководством режиссера Волковский переживал творческий взлет: он разъезжал с гастролями не только по всей России, но и по миру.

– С труппой мы объехали 29 стран, – говорит Владимир Солопов. – Были в Париже, Токио, Нью-Йорке, Вашингтоне, Каире, Берлине.

Не раз блистали постановки Шишигина и на главной площадке страны. Ярославская пресса в 1965 году захлебывалась от гордости: «Аншлаг – это успех. И в данном случае успех нашего театра, который в эти дни показывает свои спектакли на кремлевской сцене. Живо реагирует на гастроли волковцев столичная печать. Появились первые отклики и рецензии в «Советской России», «Известиях», «Советской культуре», «Московской правде».

Шишигин считался мастером эпического жанра. Его «Панфиловцы», «Мятеж на Волге», «Царь Юрий», «Федор Волков» стали примерами спектаклей с филигранно созданными массовыми сценами. Для таких постановок режиссер задействовал колоссальное количество актеров: оба состава труппы (основной и вспомогательный), студентов, а иногда еще и солдат из подшефных воинских частей. Зато и результат того стоил: зрители Волковского могли наблюдать и масштабные батальные сцены, и светские приемы, и коронации правителей.

Один из студентов Фирса Ефимовича, ныне народный артист России Виктор Гвоздицкий в своей книге «Последнее» вспоминает: «Он владел гипнозом педагогики! Его боялись, обожали, боготворили, он мог со всеми сделать все! Увлечь, заставить, покорить, уговорить, включить! Когда Фирс вел занятия, тишина была торжественная; пиетет – как у тяжелых больных к всемирно известному хирургу. Впрочем, мы во многом и были больные. На самом первом занятии Фирс сказал: «Кто хочет уйти, сможет это сделать только сейчас. Потом уже не сможете». И действительно, из шишигинских массовок уйти было невозможно. Репетировал он часами, до полного изнеможения артистов и студентов. Мы все валились с ног, а Шишигин был ничего себе – бодр и свеж. Казалось, он вовсе не нуждался в отдыхе».

При этом режиссер никогда не повышал на актеров голос, всегда внешне оставаясь спокойным.

– Ни разу не слышал его крика, – говорит Владимир Солопов. – Если же Шишигин был недоволен, например, моей игрой, то подходил к сцене и своим низким голосом произносил: «Володька, ну это Ростов-Дон...» (актерскую карьеру я начинал в Ростове-на-Дону). И сразу становилось понятно: куда-то я не в ту степь загнул.

7 вопросов


Многие годы Владимир Солопов оставался премьером Волковского театра, играя главные роли почти во всех спектаклях. Воспоминаний о легендарном наставнике у него накопилось на целые мемуары, но актер предпочитает оставаться просто рассказчиком.

– Помню, однажды он обратился ко мне со словами: «Возьми «Мудреца», почитай, будем ставить». Я пошел в театральную библиотеку, искал эту пьесу два дня. Безрезультатно. Было стыдно, но пришлось обратиться к Фирсу Ефимовичу: «У нас такой книги нет, я все обыскал». «Ой, дураки! – засмеялся тот. – Неужели непонятно? Это Островский, «На всякого мудреца довольно простоты».

Так и появилось название спектакля «Мудрец», который прошел на Волковской сцене более 300 раз, с 1967 по 1970 год.

– Для многих актеров Фирс Шишигин оставил огромное профессиональное наследие, – говорит Владимир Алексеевич. – Я вот навсегда запомнил его наказ: «Для того чтобы сыграть роль правильно, именно так, как написал автор, ты должен ответить на семь вопросов: кто? где? когда? что? почему? как? А самый главный вопрос: зачем? Нельзя играть бездумно, не видя перед собой цели и не понимая, что твой герой хочет сказать миру. Ответом же на вопрос «как это сделать?» может быть только талант».

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе