Роковой выстрел в Ярославле

Пьеса «Без названия» на «Сезоне Станиславского»
На фестивале «Сезон Станиславского» Ярославский театр имени Ф.Волкова показал свою версию ранней чеховской пьесы «Без названия», известной также как «Безотцовщина» и «Платонов». Это единственный нестоличный спектакль смотра, сумевший, впрочем, не затеряться среди постановок известных режиссеров — Някрошюса, Брука, Персеваля, Додина. История о школьном учителе Платонове и влюбленных в него женщинах в наши дни прозвучала как-то особенно надрывно.

Юношеская пьеса Чехова, так и не получившая от автора названия, да и найденная спустя 20 лет после смерти писателя, как ни удивительно, имеет богатую сценическую и блестящую киноисторию. Вспомнить хотя бы знаменитый спектакль Льва Додина и фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».


Человеческое стремление к счастью и трагическое неумение жить — лейтмотивы всего взрослого творчества Чехова угадываются в ранней пьесе «Без названия». Как и многие его будущие герои, пока еще не ставшие хрестоматийными.


Когда-то, прочитав пьесу 18-летнего Антона Чехова, Мария Ермолова советовала молодому автору не писать больше никогда. Художественный руководитель театра Волкова режиссер Евгений Марчелли со знаменитой актрисой явно не согласился — причем дважды. Первый раз он брался за пьесу «Без названия» лет 20 назад. Тогда, правда, делал романтическую историю о любви и ее невозможности. Сегодня к чеховским персонажам и их перипетиям подошел с циничной мудростью, приличествующей возрасту и опыту, — Марчелли продолжает открывать в ранней чеховской пьесе все новые донца. Недаром каждый из трех актов решен режиссером в разных стилях. Первый — совсем аскетичный, во втором герои — точь-в-точь наши современники: Анна Петровна в ботильонах и коротком пальто умоляет о любви Платонова в исподнем. К третьему актеры переоденутся в изящные костюмы чеховской эпохи, приосанятся и будут решать конфликты в духе времени.


Сказать, что «Без названия» — это история человека, переживающего кризис среднего возраста, будет мало. Михаил Платонов в исполнении Виталия Кищенко — жесткий, ушлый, ироничный — устало и трезво оценивает всё и всех вокруг себя. Повзрослевший вместе с Евгением Марчелли Платонов из сыроватого раннечеховского персонажа превращается если не в героя, то в узнаваемый мужской архетип времени. Его разочарование в жизни непоправимо, притом дьявольски влечет к нему любовь женщин. Роковая подмена образа прекрасного рыцаря, достойного любви.


И если работа каждой из четырех героинь, жаждущих любви Платонова (Анастасия Светлова, Ирина Веселова, Евгения Родина, Александра Чилин-Гири), по-своему интересна, то Кищенко работает просто на грани — его герой сознательно пускает себе кровь. Марчелли связал персонажей сплошной паутиной отношений, и Платонов среди них единственный, кто разрубает гордиев узел. Роковой выстрел расставит все по местам. Известный киноактер Виталий Кищенко — не только звезда сериалов, но и герой картин Миндадзе, Звягинцева, Зельдовича, Шахназарова — стал настоящим открытием для театральной Москвы. Его Платонов притягателен и страшен одновременно. Впрочем, женщины — во все времена — так любят «плохих мальчиков»!


Впрочем, оценить всю сложность страстных и напряженных переплетений в отношениях героев зрителю удастся не сразу. Первый акт явно затянут, герои суетливы, происходящее на сцене порой просто невнятно — множество одновременных завязок рождает хаос. Второй и третий акты станут подарками для поклонников русского психологического театра. Порадуют чувство меры и вкуса — в сценографии, музыке, костюмах (художник Илья Кутянский и Фагиля Сельская). Имея в дни фестиваля всего один репетиционный день на сцене РАМТа, художник по свету Дмитрий Зименко своей работой придал особую магию спектаклю.


В результате «Человеческие сцены» по Чехову оказались внятны, вкусны и современны, добавив красок «Сезону Станиславского» — как раз в палитре мастера.

Московский Комсомолец № 26087 от 8 ноября 2012 г


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе