Раскрутили по полной

Перед показом спектакля «Человек крылатый» в Волковском театре зрителей снабдили бумажными пакетами

Театр Чоконаи второй раз удивил ярославцев: после истории про парикмахершу и трех ее любовников венгры показали постановку «Человек крылатый» по пьесе современного русского драматурга Олега Жуковского.

В Дебрецене, откуда приехал театр, спектакль состоится лишь 26 ноября, премьеру же решено было преподнести Волковскому фестивалю. Подготовка к ней длилась более года.

– Безумно сложный с технической стороны спектакль, – признается режиссер Аттила Виднянский. – Мы только накануне получили в распоряжение сцену, да она еще на четыре метра шире, чем наша, и я всю ночь думал: как я мог на это согласиться?!

То, что постановка весьма необычная, было понятно заранее. Начать хотя бы с того, что публику посадили не в зрительный зал, а на сцену, поэтому и мест оказалось мало – всего 130. Если вспомнить, то и у Ярославля был подобный опыт во время спектакля «С любимыми не расставайтесь», однако на этом сходство и закончилось.

Перед началом представления вместе с наушниками для синхронного перевода зрителям выдали бумажные пакеты, как в самолете. «Это на случай, если вас затошнит», – загадочно отвечали сотрудники театра на вопросительные взгляды.

Оказалось, что часть сцены, на которой расположены зрительские места, по ходу спектакля будет постоянно крутиться, разворачивая публику лицами в нужные стороны. И так более двух часов. Без антракта.

Сюжет спектакля посвящен 30-летнему пути СССР к «великому космическому старту». С самого начала на сцене зазвучали знакомые имена: Циолковский, Титов, Гагарин... Параллельно рассказывалась притча про четвертого волхва, который 33 года добирался с дарами к младенцу Иисусу, помогая по дороге страждущим.

– У нас это довольно известное предание, странно, что в России о нем мало кто слышал, – удивляется Аттила Виднянский. – Все знают историю о том,

что три волхва, царя с Востока, пришли поклониться Иисусу.

Однако существует легенда, согласно которой к младенцу шел еще и четвертый царь, с Севера. И он был русским.

30 лет подготовки к полету в космос, примерно столько же занял путь к Сыну Божьему – такую параллель усмотрел режиссер спектакля. Но, честно говоря, на то, чтобы понять каждую сцену, можно было и не рассчитывать: секрет в том, что действие непрерывно разворачивается не только перед тобой, но еще слева и справа, а также вверху и позади.

– Все актеры постоянно находятся на сцене, – рассказал после спектакля Виднянский. – И я сознательно решил отпустить зрителя, не помогать ему ориентироваться, куда же нужно смотреть. Каждый актер тянет внимание на себя, человек сначала начинает метаться, а в итоге подсознательно следит за тем персонажем, чья судьба ему ближе.

Многие зрители и критики сошлись во мнении, что эмоциональный посыл от актеров шел потрясающий, но вот смысл происходящего удавалось улавливать далеко не всегда.

– Да это не важно, – машет рукой Аттила. – Пусть зритель хватается за куски, это игра такая.

Во время этой замысловатой и довольно продолжительной игры несколько раз возникала мысль – «ну вот и финал». Однако каждый раз запускалась новая сюжетная линия и «карусель» продолжала крутиться. Кульминацией стал полет Гагарина в космос: актер, обмотанный фольгой и скотчем, какими-то проводами был поднят под потолок, где и провисел еще несколько минут. Все это сопровождалось живым пением, а зрителей на прощание раскрутили с увеличенной скоростью.

После необычного представления многие вышли, слегка покачиваясь. И причиной тому была не только крутящаяся сцена, но и переизбыток сюжетов, картинок и эмоций.

– Мы столько перечитали материалов, пересмотрели фильмов про космонавтов, что жалко было что-то терять, – объясняет режиссер. – Вот и собрали их в одном спектакле, хотя, возможно, где-то получился перебор...

Тем не менее выданные перед показом пакеты никому не пригодились.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе