Про клару и раков

 Они прекрасная пара. Правда, только на сцене. «Поздней любви» Клары Новиковой и Леонида Каневского всегда аплодируют стоя, где бы ни был показан спектакль столичного театра на Малой Бронной, в Лондоне или, как недавно, в Ярославле.


ЭТО трогательная, выразительная история об одиноком старике-еврее, польском эмигранте Гарри Бердинере, имеющем трехмиллионное состояние и кучу болячек. Гарри многое может рассказать, даже в чем-то покаяться, но, увы, некому. Да еще подчиненный Марк, к которому он часто приставал с печальными исповедями, уезжает в Израиль. И вот на пороге неряшливой квартирки Гарри возникает милая дама, вдова, соседка…  В «Поздней любви» много музыки и  юмора, весьма своеобразного: - Я еврей, Гарри! - А я кто по-твоему? Обрезанный эскимос? - Мой дядя, шьющий в Польше хомуты, открыл в Тель-Авиве  брачную контору. - А что, профессии смежные.


Перед спектаклем мы побеседовали с «влюбленными» в гримерке.


Она цветущая, моложавая, одетая с ковбойским шиком. Только шляпы не хватало. Он благодушный, респектабельный. На руках спецназовские часы. На телефоне мелодия из кинофильма «Следствие ведут знатоки». Ее Леониду Семеновичу установил друг, недавний гитарист и второй вокалист «Машины времени» Евгений Маргулис.


- Гастроли театра на Малой Бронной позади. Как вас приняли в Ярославле?


Леонид Каневский: - Очень тепло. Зал был набит битком. На «Ревизоре» в конце публика встала. Зритель у вас воспитанный, прирученный, и театр с историей. Ответственно ли выступать в первом русском? Эту ответственность я ощущаю 50 с лишним лет, независимо большой театр или маленький.


Клара Новикова: - С удовольствием прогулялась по городу, несмотря на дождь. Он у вас такой… игрушечный. Полюбовалась Успенским  собором, с любовью сделанными иконостасом, колоколами. А эта ваша «Троица»! Вспомнились Рублев, Эль Греко. Я же выросла в Киеве, там есть храмы XIV - XV веков, люблю живопись, особенно церковную.


- Клара Борисовна, «Поздняя любовь» это ваш первый драматический опыт и единственный. Слышали, что вы пробовались в спектакль с Валерием Гаркалиным.


- К сожалению, это не осуществилось. В американской компании, которая хотела дать денег на эту историю, случился кризис. Знаете, в любом театре есть свои актеры, и на них выстраивается весь репертуар, и я там чужая. Я не такая эстрадная, комедийная шутница как все привыкли считать, хотя прекрасно понимаю, что ни Джульетту, ни Офелию мне уже не сыграть.


- Недавно пришла ужасная новость, не стало  гениального режиссера Петра Тодоровского…


Клара Новикова: - Сегодня Леня рассказал мне об этом,  у меня просто сердце оборвалось. Перед днем Победы видела интервью Петра Ефимовича, понимала что это может произойти, боялась. Все мы начальны, все конечны. Он прожил большую жизнь. Очень жаль, что у него не было денег. Эта страна, это государство. Может, в задницу надо было целовать их, как другие, быть доверенным лицом. Что с того, что мы сейчас скажем ему, что он талант! Надо говорить это при жизни, не скупиться на теплые слова.  


Леонид Каневский: - С Петром Тодоровским никогда не работал, но у нас были очень нежные отношения. Мы встречались на фестивалях, в Доме кино, ВТО. Я к нему относился с пиететом и нежностью, он ко мне с уважением и с улыбкой. Это был талантливейший, солнечный, потрясающий человек!


- Как вам современный кинематограф?


Клара Новикова: - Мне ближе сцена. Это жизнь. Кинопродукт конечный, сняли - и все, в отличие от театра, который живая история. Прибежала в театр с мокрой головой и все это выносится на сцену. Семейные скандалы, разводы, рождение детей. Настроение не скроешь.


- Совестливый  инспектор угро Шурик Томин в «Следствии» пользовался всенародной любовью. Люди писали на телевидение: «Убьете Томина - продадим телевизор». Не мешал ли вам прочно закрепившийся за вами образ?


Леонид Каневский: - Однажды ко мне в театр на Малой Бронной приехала женщина из Сухуми. Начала жаловаться, что родственники отнимают у нее дом. Друзья посоветовали обратиться ей к майору Томину. Вдруг я поймал себя на мысли, что начинаю задавать ей наводящие вопросы, анализировать ситуацию. В общем, действовать как настоящий следователь. Потом посоветовал ей хорошего знакомого адвоката, надеюсь, ей помогли. Тяготит ли меня Томин? Нет. У нас профессия людская. И если во время поездок по стране ко мне подходят, говорят, мол ради вас я пошел в милицию, значит все не зря. Был такой итальянский актер Джанкарло Сольди, который на вопрос: «Сеньор Сольди, вам не мешает ваша популярность?» отвечал: «Мне больше мешало, когда ее не было». Хотя однажды благодаря моей милицейской биографии от меня ушла хорошая роль в «Собаке на сене». Режиссеру погрозили пальчиком, мол нельзя порочить образ. Слугу Тристана сыграл Армен Джигарханян. А вот Георгий Юнгальд-Хилькевич, к счастью, не внял рекомендациям и снял меня в «Трех мушкетерах» в роли галантерейщика Бонасье.


- Вас знают как ведущего интереснейшего проекта «Следствие вели…» на НТВ. Судя по поднятым вами архивам, в СССР случались не менее ужасные преступления, в том числе и в отношении детей.


Просто многое было покрыто завесой тайны.


- Проект выходит 8 лет и, надеюсь, будет выходить дальше. Да, были и маньяки, но не было массового испуга, боязни людей выходить на улицу. Люди знали, что их услышат, придут на помощь. Сейчас же в СМИ постоянно муссируют слово «оборотень». Зачем?


- Какие из героев историй, зацепили, врезались в память?


- Мне больше важны не истории, а рассказ об эпохе. Да, много было отвратительных персонажей, но были и такие, которых ковырнуло время, заставило встать на кривую дорожку. Много сломанных судеб, погибших, расстрелянных. Директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов, которого подставили на пике карьеры, авантюрист из Житомира Вениамин Вайсман, с обмороженными ногами, в протезах, стоящий при Сталине на довольствии в 26 министерствах. Остап Бендер нашего времени. Ученые, пытавшиеся пробиться, претворить свои изобретения в жизнь и погубленные властями. Сейчас многие программы повторяют наши приемы, даже мою фразу: - «А впрочем, это уже совсем другая история». Забавно.


- Чем наполнена ваша жизнь кроме спектаклей?


- Все просто: лес, озеро, банька. Друзья у меня замечательные. Я очень гостеприимный хозяин. Когда получил орден Дружбы даже шутил по этому поводу, мол Владимир Владимирович узнал, что я умею дружить и решил отметить это наградой. Всегда налью гостям рюмочку виски. Насчет готовки не очень преуспел. Правда, участвовал и в «Смаке» Макаревича и в шоу Вани Урганта. Готовил раков. Тут главное угадать с количеством соли, добавить много укропа, лавровый лист, пару чесночинок и когда все это вскипит, перчику.


На снимке: сцена из спектакля «Поздняя любовь».


Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе