Призрак секса в опере

Фестиваль "Черешневый лес" пригласил в Москву знаменитого американца с его последней театральной работой "Вариации Джакомо". Камерная оперно-драматическая постановка посвящена легендарному авантюристу и соблазнителю.

Как и положено звезде, Джон Гэвин Малкович появился в ГУМе, где у нас была назначена встреча, с некоторым опозданием. Одетый в элегантный серый костюм от собственной фирмы (актер недавно обзавелся линией по производству одежды "Миссис Мадд"), Малкович был загадочен и молчалив. Прежде, чем отвечать на вопрос, он замирает в феноменально выразительных, не похожих одна на другую паузах. Кажется, ему легче гениально сыграть табуретку, чем поддерживать светскую беседу.
известия: Господин Малкович, почему вас вдруг потянуло в оперу? Сначала была "Адская комедия" на барочную музыку, теперь моцартовские "Вариации Джакомо"...

Джон Малкович: Я очень плохо знаю оперу. Но меня влечет любопытство абсолютного дилетанта, уверенного в том, что настоящая музыка - это невероятная и прекрасная сила.

и: В роли Казановы вам приходится много петь - рядом с дипломированными оперными певцами. Вам не страшно?

Малкович: Я делаю это не так основательно, как мои коллеги. Но в день спектакля стараюсь меньше курить. Несколько тысяч пачек сигарет назад я пел что-то похожее на фолк - под гитару, когда учился в колледже. Ну, а если серьезно, у меня хорошие учителя - певцы, занятые в этом спектакле. Которые помогают и поддерживают. Я не думал, конечно, что петь в опере легко. Но я никогда и не искал легких путей.

и: Почему вашей избранницей для этого проекта стала именно Ингеборга Дапкунайте?

Малкович: Мы очень долго были просто друзьями. Весь мой русский язык в фильме "Шулера" - в основном нецензурный - это ее заслуга. Я очень люблю с ней работать. "Вариации" - уже наш шестой совместный спектакль. Я ценю ее духовность и ум. К тому же она не лентяйка, уникально волевая натура: никогда не бросает начатое дело. Вообще она замечательный и чрезвычайно обязательный человек.

и: Вы верите в любвеобильность реального Джакомо Казановы?

Малкович: Да. Я прочитал его дневники, и они показались мне честными. Согласитесь, даже сегодня, несмотря на культ денег, сексуальность стоит почти за всем на свете. На сексуальном желании завязано очень многое. И когда актер играет, обычно на каком-то уровне обязательно задействована эротика.

и: Вы сами любите женщин?

Малкович: Мне кажется, у меня гораздо больше друзей-женщин, чем у любого мужчины, которого я когда-либо знал. Меня потрясает в женщинах их психическая устойчивость. Они всегда готовы выслушать тебя и гораздо тверже переносят невзгоды.

и: А вы ведете дневник подобно Казанове?

Малкович: Нет.

и: Почему?

Малкович: Я себе абсолютно не интересен. Так сложилось, что мое "я" как тема для размышлений меня никогда не интересовало.

и: Что должно было произойти, чтобы мальчишка из шахтерского городка стал мировой знаменитостью?

Малкович: Не спрашивайте меня об этом. Это тайна шахт моего родного Бентона в штате Иллинойс. У меня было много возможностей пройти мимо своей судьбы. Я работал водителем школьного автобуса, маляром, продавцом и даже занимался озеленением, точнее, выпалывал сорняки...

и: Какая ваша оперная роль - маньяка Джека Унтервегера в "Адской комедии" или похитителя женских сердец Казановы - потребовала от вас больше душевных сил?

Малкович: Играя любой спектакль, я создаю напряжение между сюжетом пьесы и публикой. Я играю то, что предложено в сценарии, и не передаю никакого личного отношения к этому. Наверное, здесь срабатывает инстинкт самосохранения. Для меня актерство - это просто работа. Ни в коем случае не разъедающая болезнь, которая поражает весь организм. Мне просто нравится время от времени притворяться разными людьми. Я ловлю от этого процесса кайф.

и: Для вас ценнее ваш опыт в театре или кино?

Малкович: Это две равные части меня. Хотя и два экстремально различных мира. В одном случае ты пытаешься создать пространство, в котором сможешь жить каждый вечер. В другом - "вписать" нечто в длинную цепочку изображений. То, что подходит в первом случае, часто не срабатывает во втором. Как бы то ни было, кинематограф может и создать, и погубить хорошего актера. В театре же все намного честнее.

и: Вашими лучшими фильмами считаются "Подмена", "Опасные связи", "Империя Солнца", "Под покровом небес" и "Шулера". Вы согласны с таким выбором?

Малкович: Мне все равно. Отснятый фильм - это уже мертвое прошлое. Но я точно знаю одно: у настоящего артиста не должно быть коронной роли. Если все понимают, какие роли, что называется, "на тебя", значит, ты как актер полный ноль. Вообще я не верю в совершенство. Если бы все в человеческой жизни было безупречным, в том числе и актерская игра, люди давно умерли бы от переизбытка чувств, от захлеба и восторга. Но этого не происходит. Значит, есть стимул работать лучше.

и: Когда вы смотрите кино с участием Джона Малковича, чем оно для вас интересно?

Малкович: Мне сложно представить себя в такой ситуации. Почти ничего из своих работ я не видел от начала до конца. Только не подумайте, что я кокетничаю. Как правило, в процессе съемок случается нечто такое, после чего не возникает желания переживать все это по второму или третьему кругу. Должен сказать, я переиграл в своей жизни такое количество злодеев и мерзавцев, что, по-моему, зрители счастливы, когда видят, как мой герой, наконец, умирает.

и: Что значит, по-вашему, быть голливудской звездой в современном мире?

Малкович: Я не думаю о себе как о звезде. Я банально занимаюсь тем, что мне интересно, и иногда получаю за это миллионы. В этом и заключается моя вполне симпатичная жизнь. Голливуд - это реальная фабрика, а актер - продукт. Звезда - продукт, который лучше продается. Вот так все примитивно.

и: Куда вы отправляетесь из Москвы?

Малкович: 27 мая лечу в Ялту. Я обожаю Чехова. И мечтаю о чеховском театре в Ялте, куда могли бы приезжать труппы из США, Великобритании и других стран.

Справка "Известий"

Джон Гэвин Малкович родился в 1953 году в США. В школе Джон Малкович занимался музыкой, в университете изучал экологию. В 1976 году Малкович с друзьями организовал чикагскую группу Steppenwolf Theater Company.

Дебют Малковича на профессиональной сцене состоялся в 1978 году в пьесе Сэма Шепарда "Проклятье голодающего класса". В кинематографе он дебютировал в фильме "Места в сердце", за который был номинирован на "Оскара". Одной из его лучших ролей в кино стал виконт де Вальмон в экранизации "Опасных связей" (1988).

Вскоре актера пригласил Бернардо Бертолуччи на главную роль в своем фильме "Под покровом небес" (1990), затем он сыграл изобретательного убийцу в боевике Вольфганга Петерсена "На линии огня". За эту работу актер удостоился второй номинации на "Оскара". В 1999 году он исполнил роль самого себя в нашумевшем фэнтези "Быть Джоном Маковичем". В 2008 году снялся у братьев Коэн в комедии "После прочтения сжечь". Несмотря на головокружительную карьеру в кино, продолжает выступать как театральный актер.

Так поступают все мужчины

Из-за извержения исландского вулкана самолет из Люксембурга не смог доставить в Москву костюмы и декорации к спектаклю. Так что на сцене "Новой Оперы" его давали в полуконцертном варианте.

Сюжет оперы таков: Казанова чувствует, что лучшие его годы позади и финальная развязка предательски близка. Он предается мучительным раздумьям, стоило ли жить лишь в погоне за наслаждениями. В поисках ответа на этот неразрешимый вопрос герой (в исполнении не только Джона Малковича, но и баритона из Мариинки Андрея Бондаренко) делится с прекрасной Изабеллой воспоминаниями, а также философскими взглядами на любовь, медицину, моду и кулинарию. Попутно примеряя на себя роли других знаменитых персонажей: Дона Жуана, графа Альмавивы и Дона Альфонсо, а также Фигаро, Лепорелло и Гульельмо.

Партнерша Малковича Ингеборга Дапкунайте (при поддержке австрийской сопрано Софи Клуссман) со сменой сюжетов поочередно предстает Донной Эльвирой, Сюзанной, Дорабеллой, Деспиной, Церлиной, графиней Альмавива... Фантазии Джакомо сплетают в единый спектакль лучшие арии и дуэты из трех культовых опер Моцарта - "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все".

Режиссер проекта - австриец Михаэль Штурмингер. На сцене оркестр Wiener Akademie, за дирижерским пультом - Мартин Хазельбёк. Мировая премьера "Вариаций" состоялась в январе 2011-го в Вене. Потом были гастроли в Австралии, Германии и Люксембурге. В июле спектакль будет показан в Санкт-Петербурге на фестивале "Звезды белых ночей".

Мария Бабалова

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе