Потерь больше, чем приобретений

Итоги театрального сезона 2010/11


Всё, как обычно: доигрывают сезон «Ленком» и «Современник», к открытию нового сезона почти готова Малая Бронная. Потери, иначе и быть не может, всегда кажутся существеннее, чем приобретения: масштаб уходящих – будь то Людмила Гурченко или Виталий Вульф, в общем, понятен, а если речь о молодом актере, его первой или второй роли, то, конечно, на фоне уходящих эти первые шаги кажутся менее значительными. Александр Лазарев, Татьяна Шмыга, Михаил Козаков, Виталий Вульф, Татьяна Панкова – те, кого мы потеряли в уходящем сезоне.


Потерянные театры


К потерям следует отнести и театры, в которых актеры взбунтовались и эти стихийные бунты привели в итоге к отставке худруков. Прошедший сезон ознаменовался необычайной плотностью таких вот историй, департаменту культуры не оставалось времени на продых, может, и хотелось пройти мимо, не заметить очередную закипающую «кастрюлю», как уже раздавалось: ба-бах! – и надо было спешить с пожарными мерами. Актеры академического Театра имени Маяковского добились в конце концов, что Сергей Арцибашев сам написал заявление об уходе, департамент культуры, по информации «НГ», предлагал и Александру Галибину, чтобы он пошел по этому оптимальному и для всех наиболее безболезненному пути и сам написал заявление, Галибин отказался, контракт его закончился, и новым худруком Театра имени Станиславского назначили Валерия Беляковича. Художественным руководителем Театра имени Маяковского в ближайший год будет Миндаугас Карбаускис, кто будет руководить после 15 июля Театром на Таганке, скорее всего станет известно только в новом сезоне, вероятнее всего, пока театру подыщут нового директора. Худрука вместо Любимова, с этим вряд ли кто станет спорить, найти невозможно. Надо придумывать на этом месте другой театр.


Прав был министр культуры Александр Авдеев, когда, выступая неделю назад на правительственном часе в Госдуме, заметил, что история на Таганке – «эмоционально окрашенный пример» сложностей перехода на контракты.


Надо сказать и о закрытии театра «Эрмитаж» на реконструкцию. История неясная, невнятная, театр то закрывали, ссылаясь на аварийность, то снова открывали, то меняли план реконструкции. Сейчас вот театр собирается открывать новый сезон и готовится даже как будто играть на своей малой сцене. Большие спектакли будут гастролерами на чужих площадках.


Лучший спектакль


Рейтинг, в котором принимают участие театральные обозреватели столичных газет на сайте «Театральный смотритель», к концу сезона на первое место выдвинул премьеру «Сатирикона» «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Спектакль Валерия Фокина, режиссера, который уже несколько лет руководит в Петербурге Александринским театром, и там, – как отмечает коллега Дмитрий Ренанский на этой же странице «НГ», вызывает яростные споры, многим московским критикам, честно признаюсь, непонятный.


«Константин Райкин. Вечер с Достоевским», безусловно, входит в этом сезоне в тройку или даже в двойку лучших, деля лавры со спектаклем «Современника» «Враги. История любви» в постановке Евгения Арье.


Лучший актер


Сергей Юшкевич – он играет главную роль в спектакле «Враги. История любви». Впору говорить о появлении на московской сцене крупного, значительного актера, очень разнообразного в том, что он делает сегодня, играя и в этой премьере – классической высокой мелодраме, и в социальной французской комедии «Бог резни» – это премьера прошлого сезона, и т.д.


Кроме него следует назвать Константина Райкина, который в одиночку разыгрывает повесть Достоевского «Записки из подполья», делает это бесстрашно и, имея в виду привычки и ожидания публики «Сатирикона», временами – на грани фола. Еще одна удача сезона – в спектакле «Зачем вы меня обижаете?» Бориса Морозова в Театре армии, где Федор Чеханков играет сперва главную роль в гоголевской «Шинели», а потом – в чеховской «Свадьбе».


Лучшая актриса


Лучшая актриса – Алена Бабенко, но также Чулпан Хаматова, Евгения Симонова. Это – те, кто играет три главные роли, трех главных женщин в судьбе героя «Врагов...» на сцене «Современника». Еще одна – Людмила Крылова, которая играет с той же Аленой Бабенко в еще одной премьере «Современника» – на Другой сцене молодой режиссер Егор Перегудов выпустил спектакль по роману Елены Чижовой «Время женщин».


Сценография/Свет


В премьере «Записных книжек» Студии театрального искусства сотрудничество Александра Боровского и Дамира Исмагилова, а следом – их же дуэт в «Брате Иване Федоровиче» – почти самостоятельная инсталляция, хотя, конечно, работающая на спектакль и удачная и существенная в контексте названных премьер.


Театр сезона


«Современник». Три премьеры, из которых две – безусловные удачи, ставшие лидерами сезона, напоминающие и о великом прошлом этого театра, особенно – по каким-то приемам, манере игры – во «Времени женщин», и свидетельствующие о живом состоянии театра.


Деловое сотрудничество


«Деловое сотрудничество» – такая вот номинация, для которой удачно подходят Марк Захаров и Олег Глушков, на паях, в четыре руки и в четыре ноги выпустившие «Пер Гюнта» в «Ленкоме».


Эпизод


Александра Виноградова, которая в «Пер Гюнте» играет не одну, а много ролей, то выдвигаясь, то возвращаясь в массовку. Запоминается.


Не-премия


Не-премия – то, что Сергею Маковецкому не дали в этом году «Золотую маску», что кажется просто странным, роль дяди Вани – очевидная удача, очень значительная, не желая никого обижать, – как говорится, он был на голову выше всех остальных. Но, реабилитируя «Маску», тут же заметим, что на фестивале в этом году смело отметили спектакль «Час восемнадцать» Михаила Угарова, спектакль, воспроизводящий последние минуты жизни адвоката Магнитского. Политический театр в этом сезоне поддержали также и две работы Кирилла Серебренникова – «Околоноля» Театра Табакова и «Отморозки», спектакль, который режиссер выпустил со своими студентами из Школы-студии МХАТ. Не нравится такой политический театр? А где другой?


Новые горизонты


На Винзаводе появляется своя театральная площадка, спектакли учеников Школы-студии МХАТ, которые здесь были показаны в мае, стали первым шагом, затактом для большого театрального начинания Кирилла Серебренникова на Винзаводе, с образовательной программой, лабораториями, мастер-классами.


Музыка сезона


Леонид Десятников счастливо продолжил сотрудничество с Большим театром. Он освободился от обязанностей музыкального руководителя, но не отменил взятых ранее обязательств, и день в день, как обещали, станцевали премьеру балета «Утраченные иллюзии». Танцевальную часть, за которую отвечал Алексей Ратманский, балетные критики раскритиковали, а вот про музыку в один голос все сказали: йес!


Ожидание сезона


Ожидание сезона – весь год, даже не сезон – шли последние приготовления к открытию исторической сцены Большого театра, к концу сезона прорвало «компроматом»: сперва «свалили» завбалетной труппы Геннадия Янина, потом замахнулись и на гендиректора Анатолия Иксанова, но сил, видимо, не хватило. Наши источники упорно говорят, что год назад Александр Авдеев не случайно тянул и не подписывал новый контракт с Иксановым, но в июле этого года на правительственном часе в Госдуме министр культуры совершенно однозначно высказался за Иксанова, то есть и за то, что именно человек, который столько сил и лет потратил на возвращение в строй исторической сцены, ее и открыл в октябре этого года. Вообще закулисная, околотеатральная жизнь в этом сезоне была явно богаче событиями, чем собственно театральная, с премьерами и новыми ролями известных и пока еще не самых известных актеров.


На высшем уровне


На высшем уровне о театре в этом сезоне говорили и встречались не один раз. С Дмитрием Медведевым «театралы» встречались в сентябре, на рубеже нынешнего лета – в Пензе, в только-только отстроенном новом театре прошла встреча с премьером Владимиром Путиным, а до того еще в Москве главные режиссеры встречались с новым мэром Сергеем Собяниным, кроме того, добавить сюда же можно и то еще, что в декабре Путин и Собянин вели диалоги с Юрием Любимовым, уговаривая его подождать с решением покинуть пост худрука и директора Театра на Таганке. Уговорили, выходит, лишь на полгода.


Григорий Заславский


Независимая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе