ПОД СТОЛОМ РАССЕРЖЕННЫЙ СУПРУГ

В Волковском открыли сезон «Тартюфом». Пьеса, написанная придворным комедиантом Мольером более 300 лет назад, пережила в России рекордное число постановок. Из последнего вспоминается татуированный мхатовский Тартюф-Табаков с золотой фиксой в зубах..
В ОТЛИЧИЕ от Нины Чусовой Александр Кузин не стал прибегать к экспериментам. Его Тартюф остался жить в своей эпохе. Из роскошного аристократического дома XVII века, похожего на кремовый торт, под звуки клавесина появляются дамы и кавалеры. Изящные туфли с бантами, пышные рукава, пена кружев делают их похожими на барочные фарфоровые статуэтки. Наряды сделаны по эскизам художницы Виктории Хархалуп, преподающей «костюм» во МХАТе. Над 18 костюмами в течение полутора месяцев колдовали 5 мастеров и два закройщика. Часть из них шилась в ателье «Березка». Одних пуговиц могло насчитываться до 100! Крой тоже особый, исторический. Чтобы натянуть такое платье, нужно втянуть ребра, расправить плечи, свести лопатки. А корсеты! У некоторых актрис, когда их начинали шнуровать, голова кружилась, чуть ли не до обморока дело доходило. 

Ткань для бархатного занавеса семь метров шириной, из-за которого во всем блеске своего величия появляется Король-Солнце, закупали в Италии. Обувь заказывали в специальной театральной мастерской в Петербурге. Самые мощные каблуки оказались у Людовика XIV - целых 10 сантиметров. У него же самое дорогое платье из медной парчи и искусственной золотой кожи.

Роль Короля-Удовольствие исполнил Илья Варанкин. 7 октября Илья отметил 23-летие. Кстати, родился он в один день с Владимиром Путиным. Очень даже символично. Кузин отважился психологизировать Мольера. Наделил завывающих марионеток эпохи классицизма человеческими страстями. И никакого закатывания глаз, заламывания рук.

Но, увы, не всем актерам удалось показать характер. Хороша госпожа Пернель (народная артистка России Наталия Терентьева). Из величественной, как королева-мать, дамы она в финале превращается в бесприютную старуху. Какой печалью веет от ее застывшей черной фигурки! Так что поцелуй в обе щеки, которыми Наталию Ивановну наградил мэр города Виктор Волончунас, был вполне заслуженным.

Аплодисментами встретили и 86-летнего Владимира Солопова, который даже в эпизодической роли судебного пристава был бесподобен. Великолепна и дерзкая балаболка Дорина (заслуженная артистка России Ирина Сидорова). Особенно позабавил эпизод, когда она, вняв совету Тартюфа прикрыть нагую грудь, задирает подол, демонстрируя кипенные панталоны. Чертовски привлекателен и юный горячий Дамис (Виталий Даушев), избивающий Тартюфа с мушкетерским задором.

Остальные же, увы, ограничились тем, что аккуратно прочитали отменные стихи Мольера. Страдающая влюбленная Мариана (Наталья Мацюк) кажется хныкающей куклой. Обаятельнейший Николай Шрайбер тускловато смотрится в роли Валера. Парики, камзолы явно не для брутального артиста. Далек от образа Тартюфа Владимир Майзингер. У Мольера вредный патер-ханжа дороден, румян, свеж, и губы словно вишни. У Кузина это худосочно-серое безликое существо с повадками дворецкого. Им так и хочется поелозить по сцене, как половой тряпкой. Такой не может очаровать.

В сцене соблазнения Эльмиры (Анастасия Светлова) он и вовсе напоминает похотливого грубого солдафона. Хотя саму сцену можно назвать пуританской. И это несмотря на то, что красотка Эльмира облачена в пеньюар цвета бордо, открывающий аппетитные полушария и за-ставляющий тревожно замереть мужскую половину зала. Лишь вылезающий из-под стола осатаневший супруг Эльмиры Оргон (заслуженный артист России Сергей Куценко) за-ставляет безудержно расхохотаться.
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе