Отелло рассвирепело

Заявив об отмене премьеры оперы Верди, Большой театр первым подал сигнал SOS 

Звоню поздравить Михал Михалыча Козакова со всеми прошедшими праздниками и узнать, приходить ли 23-го на премьеру дюрренматтовского "Метеора", а в ответе одна только печаль слышится: "Не с чем меня поздравлять. Не будет премьеры. Показал почти готовый спектакль, и тут выяснилось, что на декорации и костюмы денег нет. Попытался знакомых спонсоров привлечь - увы... Отложили на неопределенное время. Не верю, думаю, насовсем. И с "Драконом" Шварца в Театре Моссовета та же неопределенность. Уж точно не в этом сезоне. И роль замечательная полетела. Должен был в "Дяде Ване" у Андрея Кончаловского играть Серебрякова. Премьера в Италии. Не увидел неба в алмазах. 
Все, где снимался, или заморожено, или не озвучено, или не выходит почему-то". Из желания подбодрить подпускаю пионерского оптимизма: "Ладно, тебе на жизнь антреприз и концертов хватит". Козаков пропускает мой оптимизм мимо ушей: "А ты знаешь, насколько взлетела арендная плата? Она всегда антрепризу душила. Конечно, не знаешь. Только то, что мы играли пять раз в месяц, теперь будем - один. А на концерт я, между прочим, доехать или долететь должен. Они ведь по большей части в провинции. Так в новых контрактах предлагают купить за свой счет билет и оплатить гостиницу. Про суточные не заикаются даже". Выдыхаю из последних сил: "Тебя публика любит". "Не жалуюсь. И, между прочим, признаюсь тебе, зрительный зал очень изменился в последнее время, - тут наконец исчезло уныние в голосе. - Он совсем по-другому дышит и остро мгновенно выхватывает аллюзии. Совсем как когда-то. Извини за пафос, появилось ощущение граждан по другую сторону рампы". На этой то ли оптимистичной, то ли тревожной ноте наш разговор прервался. Не поверите, но до кучи М. М. сообщили, что Лена Шанина на катке сломала руку и надо срочно вводить актрису в спектакль-кормилец "Любовь по системе Станиславского".

Картина маслом, нарисованная Козаковым, что и говорить - впечатляла. Как-то уж очень осязаемо все еще несколько абстрактный и туманный кризис обрел очертания в одной конкретной жизни. К тому же в жизни человека твоего цеха, а не какого-то там "обедневшего" олигарха или банкира. Естественное чувство самозащиты и традиционное нежелание слышать, по ком звонит колокол, подсказывали сомнительное утешение: ну бывает же, что кому-то просто не везет - високосный год для них не кончился. 

Но тут как раз прозвонил в колокол Большой театр. И не по телефону, а на всю страну. Отменилась намеченная на апрель премьера оперы "Отелло" Верди. Театр чистосердечно признался, что воплотить в жизнь идеи международной постановочной группы, задумавшей спектакль насколько эффектный, настолько же и дорогостоящий (речь шла о сумме более 2 миллионов евро), в условиях экономического кризиса не представляется возможным. Вероятно, этим январским заявлением будут датировать начало очередной кризисной театральной эпохи. Говорю "очередной", потому что о театральном кризисе писали всегда в режиме нон-стоп. 

Пытаясь не поддаться эмоциям, дабы опереться на факты, я встретилась с некоторыми ведущими артистами, художественными руководителями, директорами и продюсерами московских театров и крупных фестивалей, чтобы их глазами посмотреть на ситуацию. Кто-то просил сохранить инкогнито. Круг вопросов очевиден: будут ли отменяться премьеры, переориентироваться репертуар, как продаются билеты. Вспоминали, естественно, "исторические" вехи новейших времен - пустые залы начала 90-х, дефолт. Источник оптимизма у всех один - полные залы, аншлаги и даже ажиотажный спрос в последние каникулярные дни. Предварительные продажи не предвещают никакого спада интереса публики, цены на билеты если и не растут, то и не падают. Даже в кассе Международного Чеховского фестиваля приобретают билеты на летние месяцы с прежним старанием. Да и дирекция сохраняет уверенность, что покажет все обещанное, как, впрочем, и дирекция "Золотой маски". Второй источник оптимизма - государственная поддержка. В этом пункте, правда, прекраснодушных отрезвляют реалисты. Она действительно сохранилась в полном объеме, но рубль-то известно куда катится и неизвестно до чего докатится. Здесь собеседники почему-то переходили на шепот и таинственно произносили слово "март". Давид Смелянский, генеральный продюсер театра "Et cetera", пояснил: "По-настоящему станет понятно, на каком мы свете, только весной, когда подытожат сбор налогов. Нам дотаций уже ощутимо не хватает, потому что затеяли вполне дорогостоящий проект, купив права на мюзикл "Продюсеры", и столкнулись с необходимостью закупать оборудование". Навскидку - дотация, оставшись прежней, потеряла в весе уже где-то процентов 20. Директор другого театра напомнил детскую игру "Замри, умри, воскресни". Он уверен, что, выпустив все запущенные спектакли, коллективы, особенно успешные, "замрут" в ожидании и будут прокатывать старый репертуар. К тому же, уверяют все, теперь артистов собрать будет легче, ведь многие сериалы и фильмы гикнулись. Есть, правда, и общая печаль: вместе с господдержкой получен и госнаказ, негласный, но взятый под контроль, - нельзя сокращать ставки. Уволить можно, но немедленно кого-то зачислить. Вы, кажется, хотели промямлить что-то про рыночную экономику? Забудьте, молитесь, что не заговорили еще о госзаказе. 

Театр вступил в кризис, так и не проведя никаких реформ, только проговорив о них все "сытые" годы. Работали над документами, вносили поправки, корректировали. Вот-вот, казалось, решатся и в порядке эксперимента пустятся иные смельчаки в так называемую автономку - получат экономическую самостоятельность с перспективой дальнейшей приватизации. Коррективы и поправки теперь внесла жизнь. И еще внесет. Думаю, с арендным беспределом порядок тоже наведет не рынок. Стоит ли столь благодушно забывать пресловутую формулу "кто заказывает музыку, тот..."? 

Вот кого не уличишь в беспамятстве, так это нашего патриарха Юрия Петровича Любимова: "Если "они" хотят уберечь репертуарный театр от окончательного развала, надо вводить контракты. Я же от чего уехал, к тому приехал. И не понимаю, почему надо платить бездельникам, почему нужно содержать балласт, тянущий труппу на дно? Нравится - пусть платят. Почему у меня как не было никаких прав, так и нет? Одни ограничения. Только контракт может заставить людей работать, если мы хотим строить капитализм, а не дружить с Уго Чавесом. Собирает нас начальство показушно, ни один серьезный вопрос не обсуждается. Что до кризиса, так я никогда не транжирил казенные деньги. Экономить надо, восполняя скудость существования художественной фантазией. Тем, кто умеет творить только с миллионами и миллиардами, грош цена. Может, не стоит говорить, а то "они" ухватятся и последнее отберут, но "Добрый человек из Сезуана" стоил по-теперешнему тысячи три долларов..." Сергей Юрский тоже считает, что кризис расставит по своим местам репутации, потому что внешняя пышность всегда, подчеркивает - всегда, скрывает внутреннюю пустоту. Добавим от себя: вряд ли на пиар будет достаточно денег, и тогда, возможно, поблекнут звезды и вернутся имена. Потому верю, Михаилу Козакову не стоит отчаиваться. 

А чтобы закольцевать сюжет с "Отелло", озвучу кулуарную информацию, ту, что на официальных сайтах не вывешивают. Когда стало понятно, что оформление, костюмы и прочие дорогостоящие эффекты не потянуть, дискутировалась идея концертного исполнения. Однако злопыхатели говорят, что театр, мол, не рискнул выйти к зрителю с "неприкрытым" вокально-музыкальным опусом, убоявшись услышать знаменитую реплику мальчика из "Голого короля". Честно говоря, она может прозвучать не только в Большом.

Мария Седых

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе