Он был любимцем Мельпомены

9 августа Валерию Валентиновичу Сергееву исполнилось бы 60 лет. Пять лет назад отмечали его юбилей. Сергеев встречал его на сентябрьских гастролях в Новороссийске, которые оказались прощальными.

Обаяние его актёрской натуры было неотразимо – ширь, удаль, размах и простор души, открывающиеся в его ролях, сильное мужское начало, яркая театральность, блестящая ирония ума, стремительность реакции. Его Наполеон в «Корсиканке», низверженный с высот и пьедесталов полководец, был не просто комической авантюрной историей 91 года. Сергеев открывал зрителям тайны поведения человека в условиях великого поражения и распада государства, огромных утрат, он открывал секреты великого духа и подсказывал, как преодолеть время испытаний... Очаровывал его Мамаев в «Мудреце» Островского, хлебосольство и юмор жизнелюбия в Бахчееве («Фома»), парадоксы последнего романтического чудака («Пылкий влюблённый»).
Он был первым абитуриентом Ярославского театрального училища, приехавшим к нам с самого края света. Это был курс одного из лучших театральных педагогов страны Виктора Александровича Давыдова.

Иван в спектакле «Конёк-Горбунок» был первой ролью Сергеева на Волковской сцене. Шишигин распорядился показывать этот спектакль в вечернее время для взрослых! И пригласил Сергеева в труппу. Молодые герои Сергеева вовсе не были плакатными. Они задавали вопросы времени, себе и зрительному залу... Вскоре режиссёр Ростислав Горяев пригласил Валерия Сергеева на главную роль учёного-физика Мити в шестисерийном фильме «Солнечный ветер» на ЦТ. Его партнёрами в фильме стали Андрей Попов, Нина Ургант, Майя Булгакова, Леонид Марков, Николай Ерёменко, Вера Васильева, Любовь Виролайнен. Позднее Сергеев говорил о том, что это была великая школа актёрского мастерства.

На Волковской сцене он сыграл более 100 ролей. Любил яркие, полные, сочные тона. И героев своих наделял недюжинной жизненной энергией. Особенно сильно и мощно чувствовал особые черты русского характера, склад и строй русской души, раскрывая её богатства в героях Островского, Достоевского, Горького, Шукшина. Он не вмещался в рамки какого-то жанра: философ-ироник, проницательный наблюдатель, тонкий лирик, скоморох-пересмешник. Столичные критики писали о «фейерверке мастерства», проявленном Сергеевым в спектаклях театра.

Теперь мало кто помнит, что в 1996 году Сергеев принял на себя тяжкое бремя директорства. Решился на этот шаг непросто: распавшийся и враждующий театральный коллектив с забастовками, митингами, судебными разбирательствами. Вместе с Владимиром Боголеповым Сергееву удалось «соединить распавшиеся связи времён», прекратить в театре затянувшуюся войну театральных группировок, наладить полноценную творческую жизнь. Сергеев заявляет о главных принципах жизни театра – бережном отношении к традициям русской театральной школы. И одновременно – открытости театра эксперименту. Гоголь, Островский, Чехов, Достоевский, Толстой определяют репертуар театра. Главным режиссёром становится Владимир Боголепов, поставивший «Кавказский роман» Толстого, «Фому» Достоевского, «Ревизор» Гоголя, «Чайку» Чехова. На постановки спектаклей приглашаются также известные режиссёры страны и зарубежья. При Сергееве в театре начинает работать камерная сцена.

Когда Сергеев открывал мир для себя, он немедленно хотел одарить своими открытиями любимый театр и всех волковцев.

Накануне 250-летнего юбилея русского театра Сергеев с помощью «Росзарубежцентра» и Валентины Терешковой, принимавшей в жизни волковцев деятельное участие, организовал гастрольное турне по Европе – Париж, Прага, Будапешт, Берлин, Хельсинки, Копенгаген. Потом были гастроли в Египте, США, сцены Бразилии и Аргентины, фестиваль российского искусства в Японии. Везде спектакли волковцев получали сердечный отклик зрителей, а театр ощущал этот зрительский резонанс и обретал новый облик и ценностный статус.

Валерию Сергееву принадлежит идея Волковского фестиваля. Он воплотил его в жизнь, провёл и подготовил восемь фестивалей. Международный Волковский фестиваль стал престижным, палитра его была и остаётся щедрой и богатой – от балета до театра кукол, от трагедии до великого маскарада.

Когда Институт русского языка в Японии (Токио) объявил конкурс в России на лучшую работу «Русский язык в моей жизни и профессии», Валерий Сергеев принял в нём самое живое участие. Он написал о том, как он рос в Южно-Сахалинске, как прислушивался и к японской речи, как русская речь воспитала его актёрскую натуру, какие образные глубины таятся в русском языке, родившем наших великих поэтов... наших писателей, о том, что русский язык отражает русский характер и русскую душу. Валерий Сергеев стал победителем этого конкурса и был приглашён в Токио.

Он поехал туда со своей неразлучной гитарой. Его спектакли-концерты «Сергей Есенин» и «Булат Окуджава» нашли в японских зрителях всемерный отклик, а Валерий быстро сумел завязать деловые и творческие связи с театральными деятелями Японии.

Волковский театр был приглашён участвовать в фестивале «Русское искусство в Японии». Волковцы давали спектакли в течение двух недель. «Ревизор» шёл на большой сцене, Чехов – на камерной, в театральном комплексе Токио Метрополитэн Арт Спейс. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, прилетевший на два дня в японскую столицу и заглянувший на спектакль ярославцев, не скрывал своего раздражения:

– Каким образом Волковский театр стал участником фестиваля, минуя Министерство культуры? Почему мхатовский «Король Лир» в постановке японского режиссёра Тадаси Судзуки в рамках фестиваля идёт всего один раз, а волковцам даны две недели?

Валерий Сергеев вежливо отослал министра к принимающей японской стороне.

Валерий Валентинович безумно торопился жить. Эта жажда жизни чувствовалась во всём, он как будто предчувствовал ранний уход. И задумывался о смерти.

Спектакль «Верую!» по мотивам рассказов Василия Шукшина играли трое актёров Волковского – Наталья Сергеева, Валерий Сергеев и Сергей Тихонов. Спектакль начинался новеллой «На кладбище». Сергеев играл Автора – это была не столько роль, сколько миссия художника, остро чувствующего трагедийность шукшинского слова, с его смутной, бередящей сердце думой о смерти. Герой стоял над обрывом, на «краю» жизни: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь – зачем ты мне дана?..»

Он знал, зачем... Он принял и удержал театр в лихие 90-е... Он многое сделал для приумножения славы театра, который ценил традиции и одновременно был открыт смелым экспериментам. Пройдёт всего пять лет после его ухода, и Театр станет другим. И пойдёт дальше, по новым путям. Но то, что было когда-то заложено мастерами, останется. Есть в этом театральном фундаменте часть жизни и творчества Валерия Сергеева.

Осенью волковцы проведут творческий вечер, посвящённый 60-летию Валерия Сергеева.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе