Саша Шумилин, пермский амбассадор новой искренности, вместе со своей командой «немхат» ставит задушевные спектакли в оранжереях и бассейнах — и уже два раза номинировался на «Золотую маску». Специально для фестиваля «Горький+» «немхат» сочинил нежный спектакль о главных женщинах в жизни — бабушках и матерях — в память о теплых отношениях Максима Горького и его бабушки.
Нижегородская премьера Шумилина — это променад в наушниках по парку 800-летия, во время которого чат в телеграме подкидывает тебе все новые и новые истории, рассказанные нижегородцами (и не только), об их матерях и бабулях. Еще зрителям предложат бинокли, чтобы всматриваться в завораживающие побережья Волги и Оки, а также разглядывать свое туманное прошлое. Кажется, создатели выбрали самую милую часть биографии и творчества Алексея Пешкова и одну из самых красивых локаций города — так что Нижний Новгород и Горький нужны здесь преимущественно для того, чтобы суметь обернуть оптику, направленную наружу, внутрь тебя самого.
© Пресс-служба фестиваля «Горький+»
Горький был очень дружен с Шаляпиным — воспользовавшись этим обстоятельством, режиссер Юрий Квятковский и композитор Николай Попов сочинили музыкальный мультимедийный перформанс о дружбе двух гениев. Длинный стол, по обе стороны которого они располагают зрителей, — это одновременно буквальный стол, за которым не раз сиживали писатель и оперный певец, и своеобразная лента в социальных сетях: на него проецируются и новостные сводки, и документальные кадры, и «кружочки» телеграма — переписка Горького и Шаляпина с бесконечными признаниями во взаимном уважении. Вот такой, например, «кружок» от Шаляпина Горькому:
«Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях!»
Но слишком разным было отношение друзей к происходящему в Советском Союзе: Шаляпин уехал в Париж и был лишен звания народного артиста, Горький был воспет Сталиным и стал главным писателем СССР. С помощью новой академической музыки, прекрасных оперных голосов и стильного диджитал-визуала создатели выстраивают диалог между двумя эпохами и иллюстрируют до боли узнаваемый для современного зрителя конфликт между уехавшим Шаляпиным и оставшимся Горьким. В результате получается самая сильная работа фестиваля.
«Нераскрытые преступления прошлого. Хорошее дело»
Мобильный художественный театр, режиссер Александр Пронькин
© Пресс-служба фестиваля «Горький+»
Мобильный художественный театр постепенно расползается по стране, теперь добравшись и до Нижнего Новгорода. На этот раз нашему вниманию в приложении представлен true crime подкаст о загадочной серии убийств, совершенных в Нижнем Новгороде в прошлом столетии. Голоса прекрасных Эвы Мильграм (бодрой следовательницы Анны Решительной) и Сергея Епишева (сомнительного алхимика) ведут нас через парк Кулибина в Заповедные кварталы — район, в котором жил Горький и другие деятели искусств, превратившийся теперь в очаровательный арт-кластер, с лекциями, выставками и всякого рода культурными мероприятиями в деревянных избах и садиках.
По дороге будет много загадок, интриг и юморесок, которые удивительным образом сложатся в биографию Горького и историю его детских психологических травм. Так что создатели не только проложили классный и не самый очевидный маршрут, сочинили интригующий сюжет, но и попытались разобраться, каковы психологические истоки творчества сурового Горького, мальчика, «убившего» своего отца.
«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя»
Театр на Малой Бронной, режиссер Константин Богомолов
© Пресс-служба фестиваля «Горький+»
За последние месяцы Константин Богомолов снискал славу автора бесконечных манифестов, а премьера «Дачников», состоявшаяся в Нижнем Новгороде, явно призвана стать иллюстрацией к громоздким опусам, опубликованным в РИА «Новости». Богомолов-режиссер по-прежнему куда более талантлив, чем Богомолов-колумнист, а потому от его зашкаливающего сценического цинизма случается куда более внушительная оторопь.
Посреди всего происходящего режиссера больше всего волнуют судьбы его уехавшего окружения: персонажей горьковских «Дачников» он превращает в обдолбанных бизнесменов, отчаянно спасающих свои счета на Бали во время боевых действий. В тех же балийских виллах поселились у Богомолова и представители креативного класса — поэты и музыканты, — чья судьба явно заботит режиссера еще в большей степени. Так, удивительным образом главным персонажем пьесы становится Шалимов, в версии Богомолова — Борис Гребенщиков*. Череду шуток про украинских нянь и проституток разбавляют монологи «исписавшегося» гения, ностальгия по Москве, разного рода антидепрессанты и наркотики, суициды и убийства. В антракте звучат композиции БГ, а на экране появляется аккуратный титр о том, что театр авторских отчислений, конечно же, не выплачивает.
Артисты по-прежнему блистательны, зал все так же рукоплещет стоя в течение десяти минут, а спектакль определенно войдет в историю как неутешительный театральный симптом сезона 2022/2023.
________________________
* Борис Борисович Гребенщиков признан иноагентом.