Новый Богомолов, спор уехавшего с оставшимся — и другие спектакли с фестиваля «Горький+»

Спектакль-форум, спектакль — лента соцсети и спектакль — колонка Богомолова: рассказываем, какие постановки показали на нижегородском фестивале «Горький+», который прошел в минувший уик-энд под предводительством арт-директора Евгения Миронова и программного директора Оксаны Ефременко.
Фото: пресс-служба фестиваля «Горький+»



«Горький. Форум»
режиссер Евгений Маленчев

Драматург Карина Бесолти и режиссер Евгений Маленчев взялись за пьесу Горького «На дне» при помощи форум-театра — технологии, предлагающей зрителю не только вступить в обсуждение острой социальной темы, но даже выйти на сцену и заменить одного из артистов, чтобы разрешить сложную ситуацию. В Москве в этой технике уже много лет работает команда Юлии Шевелевой в центре толерантности, в зоне их внимания оказываются вопросы зависимостей, буллинга, ксенофобии, а целевые показы преимущественно проходят для студентов и школьников.

Маленчев и Бесолти решили совместить художественную и социальную составляющие: разыграв сцены из «На дне», они также предложили альтернативные версии этих сцен, адаптированные под современную действительность. Разнородный зритель фестиваля активно вступил в обсуждение тем трудового рабства и домашнего насилия и предложил массу вариантов разрешения трудных ситуаций, в которых оказались персонажи. По накалу происходящего стало очевидно, что форум-театр — метод, просто необходимый в сегодняшних обстоятельствах: все реже и реже с современным зрителем говорят прямым текстом о по-настоящему острых проблемах, назревших в нашем обществе. Форум-театр — способ с помощью интерактивного театра поднимать самые больные вопросы, из которых, кажется, соткана вся наша сегодняшняя действительность.



«Я был наполнен стихами бабушки»
«немхат», режиссер Саша Шумилин

© Пресс-служба фестиваля «Горький+»


Саша Шумилин, пермский амбассадор новой искренности, вместе со своей командой «немхат» ставит задушевные спектакли в оранжереях и бассейнах — и уже два раза номинировался на «Золотую маску». Специально для фестиваля «Горький+» «немхат» сочинил нежный спектакль о главных женщинах в жизни — бабушках и матерях — в память о теплых отношениях Максима Горького и его бабушки.

Нижегородская премьера Шумилина — это променад в наушниках по парку 800-летия, во время которого чат в телеграме подкидывает тебе все новые и новые истории, рассказанные нижегородцами (и не только), об их матерях и бабулях. Еще зрителям предложат бинокли, чтобы всматриваться в завораживающие побережья Волги и Оки, а также разглядывать свое туманное прошлое. Кажется, создатели выбрали самую милую часть биографии и творчества Алексея Пешкова и одну из самых красивых локаций города — так что Нижний Новгород и Горький нужны здесь преимущественно для того, чтобы суметь обернуть оптику, направленную наружу, внутрь тебя самого.



«Горький. Удалить из друзей»
режиссер Юрий Квятковский


© Пресс-служба фестиваля «Горький+»


Горький был очень дружен с Шаляпиным — воспользовавшись этим обстоятельством, режиссер Юрий Квятковский и композитор Николай Попов сочинили музыкальный мультимедийный перформанс о дружбе двух гениев. Длинный стол, по обе стороны которого они располагают зрителей, — это одновременно буквальный стол, за которым не раз сиживали писатель и оперный певец, и своеобразная лента в социальных сетях: на него проецируются и новостные сводки, и документальные кадры, и «кружочки» телеграма — переписка Горького и Шаляпина с бесконечными признаниями во взаимном уважении. Вот такой, например, «кружок» от Шаляпина Горькому:

«Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях!»

Но слишком разным было отношение друзей к происходящему в Советском Союзе: Шаляпин уехал в Париж и был лишен звания народного артиста, Горький был воспет Сталиным и стал главным писателем СССР. С помощью новой академической музыки, прекрасных оперных голосов и стильного диджитал-визуала создатели выстраивают диалог между двумя эпохами и иллюстрируют до боли узнаваемый для современного зрителя конфликт между уехавшим Шаляпиным и оставшимся Горьким. В результате получается самая сильная работа фестиваля.



«Нераскрытые преступления прошлого. Хорошее дело»
Мобильный художественный театр, режиссер Александр Пронькин


© Пресс-служба фестиваля «Горький+»


Мобильный художественный театр постепенно расползается по стране, теперь добравшись и до Нижнего Новгорода. На этот раз нашему вниманию в приложении представлен true crime подкаст о загадочной серии убийств, совершенных в Нижнем Новгороде в прошлом столетии. Голоса прекрасных Эвы Мильграм (бодрой следовательницы Анны Решительной) и Сергея Епишева (сомнительного алхимика) ведут нас через парк Кулибина в Заповедные кварталы — район, в котором жил Горький и другие деятели искусств, превратившийся теперь в очаровательный арт-кластер, с лекциями, выставками и всякого рода культурными мероприятиями в деревянных избах и садиках.

По дороге будет много загадок, интриг и юморесок, которые удивительным образом сложатся в биографию Горького и историю его детских психологических травм. Так что создатели не только проложили классный и не самый очевидный маршрут, сочинили интригующий сюжет, но и попытались разобраться, каковы психологические истоки творчества сурового Горького, мальчика, «убившего» своего отца.



«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя»
Театр на Малой Бронной, режиссер Константин Богомолов


© Пресс-служба фестиваля «Горький+»


За последние месяцы Константин Богомолов снискал славу автора бесконечных манифестов, а премьера «Дачников», состоявшаяся в Нижнем Новгороде, явно призвана стать иллюстрацией к громоздким опусам, опубликованным в РИА «Новости». Богомолов-режиссер по-прежнему куда более талантлив, чем Богомолов-колумнист, а потому от его зашкаливающего сценического цинизма случается куда более внушительная оторопь.

Посреди всего происходящего режиссера больше всего волнуют судьбы его уехавшего окружения: персонажей горьковских «Дачников» он превращает в обдолбанных бизнесменов, отчаянно спасающих свои счета на Бали во время боевых действий. В тех же балийских виллах поселились у Богомолова и представители креативного класса — поэты и музыканты, — чья судьба явно заботит режиссера еще в большей степени. Так, удивительным образом главным персонажем пьесы становится Шалимов, в версии Богомолова — Борис Гребенщиков*. Череду шуток про украинских нянь и проституток разбавляют монологи «исписавшегося» гения, ностальгия по Москве, разного рода антидепрессанты и наркотики, суициды и убийства. В антракте звучат композиции БГ, а на экране появляется аккуратный титр о том, что театр авторских отчислений, конечно же, не выплачивает.

Артисты по-прежнему блистательны, зал все так же рукоплещет стоя в течение десяти минут, а спектакль определенно войдет в историю как неутешительный театральный симптом сезона 2022/2023.
________________________
* Борис Борисович Гребенщиков признан иноагентом.
               

Автор
Анастасия ПАУКЕР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе