Нонна Гришаева: «Играть в спектаклях мужа – счастье и испытание»

Актриса, телеведущая и руководитель Московского областного ТЮЗа Нонна Гришаева рассказала зрителям «Звездного вечера», который состоялся 2 апреля в киноклубе «Эльдар», что такое «гаджетомания», как разглядеть талант в ребенке и каково это – участвовать в постановках своего мужа.

С гостьей беседовали главный редактор журнала "Театрал" Валерий Яков и телеведущая Валентина Пиманова.


– Нонна вы играете на сцене, возглавляете театр, воспитываете дочь и все это успешно. Как вам это удается?

– Думаю, дело в том, что я перфекционист по жизни. Я просто не умею по-другому. Если ты что-то делаешь, то делай хорошо или вообще не берись. Поэтому когда мне предложили должность художественного руководителя, я взяла паузу. Мне нужно было подумать, от чего придется отказаться, чтобы возглавить театр – я понимала, какая это ответственность. В результате пришлось пройти мимо нескольких телепроектов, которые мне предлагали.

– Зато в театральной карьере – несомненный подъем. Два года подряд зрители активно номинировали вас на премию «Звезда Театрала», в 2016 вы получили эту награду за главную роль в спектакле «Про мою маму и меня». Как объяснить всплеск зрительского внимания? Ведь миллионы поклонников у вас были и до того, как вы стали руководить театром.

– Все очень просто. В Театре Вахтангова я проработала 13 лет, но у меня практически не было больших ролей – все ждала. Потом 8 лет я не играла в государственных театрах, работала в коллективе «Квартет И» и антрепризах, которые номинируют крайне редко. Сейчас появилась возможность делать то, о чем много лет мечтала, и зрители стали голосовать, за что им огромное спасибо.

– К слову о зрителях. В детском театре самая отзывчивая, но в то же время самая непростая публика. Как привлечь и удержать ее внимание во время спектакля?

– Современные дети, к сожалению, заражены страшной болезнью, которую я называю «гаджетоманией», поэтому за их внимание приходится постоянной вести бой. Следит ребенок за происходящем на сцене или сидит в телефоне, всегда видно по светящемуся в темноте зала экрану. Удержать внимание юного зрителя может только яркая, красочная, интересная постановка. Лучше всего воспринимаются музыкальные спектакли, поэтому в нашем театре я стараюсь развивать именно это направление.

Недавно у нас вышла постановка «Ревизор» режиссера Александра Нестерова, который по совместительству является моим супругом. Я бесконечно горжусь этим спектаклем: несмотря на то, что в нем нет звезд, сейчас постановка является самой кассовой в нашем театре. Саше удалось сделать этот музыкальный спектакль невероятно интересным.

– Играть в постановках мужа-режиссера – это счастье или испытание?

– В «Ревизоре» я не задействована, а вообще… И то и другое, не буду кривить душой. Но все-таки больше счастье, потому что это сотворчество. Мы можем спорить, но чаще всего приходим к взаимопониманию, стараемся услышать друг друга, и это дает хороший результат.

– Дома говорите только о театре?

– Нет, не только. Но очень много, конечно.


– А как ищете интересные пьесы для спектаклей? Сегодня в ТЮЗах с этим очень сложно, хороший детский драматург – большая редкость.

– За последний год у меня сильно село зрение, потому что приходится самой читать огромное количество текстов – мне все время предлагают рукописи пьес – присылают их на электронную почту, приносят в театр. Даже если я еду в отпуск, беру с собой увесистую пачку распечаток и читаю, читаю, читаю…

– Но при всей вашей занятости вы хорошая мать и никогда не оставляете детей надолго. Как удается находить время на семью?

– Я многое упустила с дочерью Настей, которой сейчас 21 год, и решила, что с сыном у меня все будет по-другому. С рождением Ильи я поняла, что не хочу пропустить ни первое слово, ни первый шаг сына. Я махнула рукой на карьеру, и именно в этот момент на меня свалились 3 масштабных телевизионных проекта – «Папины дочки», «Большая разница» и «Две звезды». Пришлось учиться совмещать, правильно расставляя приоритеты. Некоторые вещи приходят сами, как только ты их отпускаешь, потому что понял – в жизни есть что-то более важное.


– А как появилась идея написать книгу «Советы дочкам. Папиным и маминым»?

– Я писала ее в тот период, когда моя дочь была в самом непростом возрасте – подростковом. И, мне кажется, моя книга помогла не только ей. Мы с Александром Олешко долгое время гастролировали с нашим совместным творческим вечером, после которого традиционно проходила автограф-сессия. Однажды ко мне подошла девочка с моей книжкой в руках и говорит: «Подпишите, пожалуйста. Я хочу сказать вам большое спасибо, мне эта книга очень помогла – у меня мамы нет». Я расплакалась, подписала, обняла ее… И сразу стало ясно, что книгу писала не зря.

– Увидеть благодарную улыбку ребенка – всегда большая радость. А как не травмировать его, если приходится отказывать? Например, во время детских кастингов, которые вы проводите как руководитель театра.

– Для меня это один из самых сложных моментов. Я и сама с детства на сцене и помню, как меня в 10 лет выбрали на главную роль среди 400 других детей.

Не пропустить талант на кастинге не так уж и трудно – одаренного ребенка видно сразу, а вот не обидеть не очень талантливого гораздо сложнее. Смотреть на детские слезы невозможно, всякий раз сердце разрывается. Я всегда стараюсь подобрать правильные слова, дать надежду: «Солнышко, у тебя хороший голос, но надо еще позаниматься».

Мечтаю открыть при театре детскую студию, нам очень нужны юные актеры. Они быстро растут, бывает, приходишь после лета, а девочка-артистка уже выше Мэри Поппинс. Если бы у нас была театральная студия, мы бы могли сами воспитывать молодые таланты, но у нас очень маленький театр, всего два репетиционных помещения, и на данный момент с детьми заниматься просто негде.

– Трудно ли играть на сцене с детьми-артистами?

– С ними безусловно сложнее, чем со взрослыми партнерами, потому что они все-таки еще не профессионалы.


– Кстати, о профессионализме. Вы закончили Щукинское театральное училище, выпускников которого вот уже 100 лет называют артистами «вахтанговской школы», и это всегда звучит очень гордо. Насколько вы верны этому направлению?

– Оно для меня абсолютно приоритетно. Это наше знамя, которое я всегда стараюсь держать высоко.

– Нонна, вы родились в Одессе, не забываете свой родной город и теперь. Сейчас между русским и украинским народами не самые простые отношения. Отразилось ли это на вашей жизни?

– Раньше я часто бывала в Одессе, сейчас меня туда уже не пускают. Два года назад я давала мастер-класс в детском лагере «Артек» в Крыму. Этого оказалось достаточно, чтобы запретить мне въезд на Украину.

Я уверена, что даже если с их стороны идет сплошной негатив, то в ответ мы должны проявлять только любовь – это единственный способ помириться. Украина накладывает санкции, а мы к ним со словами: «А мы вас любим, мы без вас скучаем, нам без вас плохо». Если отвечать любовью, то негатив в конце концов закончится и все будет хорошо, я уверена.

Автор
Ирина Колесникова | Фото: Елена Морозова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе