Надеюсь, что когда-нибудь я его допишу.

XXIV фестиваль Петербургского ТЮЗа вдохновил теплой атмосферой, так необходимой в наше сложное время. 

А еще крайне разнообразной афишей, объединившей спектакли, привезенные как из России, так и из самого разного зарубежья — от Сербии до Ирана и Ирака.


Любой серьезный театральный смотр состоит не только из собственно представленных спектаклей: профессионалы и пламенные любители театра также приглашаются на мероприятия внутренней программы. Фестиваль ТЮЗа был богат на специальные события, среди которых оказались творческие встречи-лекции о современном театральном искусстве Армении и Ирана, а также представительный форум профессионалов, посвященный проблемам интерпретации классики в сегодняшнем театре. Самые яркие мероприятия, учитывая молодежный статус театра — хозяина фестиваля, были посвящены именно студентам театральных вузов. Для них работала драматургическая лаборатория «Молодежь. Театр. LAB. Палитра – 2023», а также офф-программа «Студенты, студенты, студенты!», в которой воспитанники актерского курса Нонны Гришаевой (ГИТИС) показали музыкальный класс-концерт.

Но все же главное в любом фестивале — афиша. В основной программе фестиваля были представлены 25 спектаклей как российских театров, так и творческих коллективов из Армении, Белоруссии, Сербии, Турции, Казахстана, Ирана и Ирака. Международная часть фестиваля оказалась весьма эклектичной, что только добавило интереса публики — билеты на большинство постановок были раскуплены заранее, да и остальные спектакли прошли при почти полном аншлаге. Театральная труппа из Тегерана «Титовак» представила свое прочтение шекспировского сюжета — спектакль «Макбет Э-Зар». Еще одна встреча с Шекспиром состоялась на фестивале благодаря «Гамлету», привезенному Ереванским государственным камерным театром. Государственный театр Анкары обратился к философскому сюжету о подлинном творчестве в постановке «Книжная лавка вечности» по произведению турецкого классика Сабахаттина Кудрета Аксала. Проблемам гуманитарного кризиса как в арабском обществе, так и в глобальном масштабе был посвящен спектакль «Амаль» Национального театра Ирака. Акмолинский русский драматический театр показал интерпретацию произведения казахского классика Мухтара Ауэзова «Лютый». Белградский драматический театр привез премьерный спектакль «Ложь» со звездным Милошем Биковичем. Наконец, Белорусский академический Театр юного зрителя представил свое вольное прочтение Пушкина в спектакле «Женя + Таня = Любовь».

Что уж говорить о разноплановости и богатстве «российской» части фестиваля! Не буду перечислять все названия, но коллективы на смотр подобрались самые разные. Московские высокие гости были представлены спектаклями «Лабардан-с» Сергея Женовача («Студия театрального искусства») и «Я — Сергей Образцов» (Театр кукол имени Образцова). Театр — хозяин фестиваля показал свои работы «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти и «Нос» в постановке Тимура Кулова. В рамках специальной программы «Легенды театрального Петербурга» Театр имени Комиссаржевской представил спектакль Александра Баргмана «Ночь Гельвера». И подлинное разнообразие российских регионов: на смотр в Северную столицу приехали коллективы из Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Севастополя, Красноярска, Пскова, Буинска, Донецка, Казани, Воронежа, Новороссийска.

Мне бы хотелось рассказать о постановках, которые оставили наиболее яркое впечатление. Примечательно, что во время фестивальных показов произошло некое столкновение двух различных подходов к той самой интерпретации классики — а именно: театр как экспериментальное искусство и театр как зрелище-развлечение. На мой взгляд, самой толковой, неожиданной и оставившей след в сознании постановкой стала «Пиковая дама» Екатеринбургского театра юного зрителя. Сам спектакль существует уже два года, но до чего же хорошо, что уральцы не смутились возрастом постановки и привезли эту свою непремьеру в Петербург!

В программке спектакля указан не просто режиссер, а режиссер-хореограф Сергей Землянский. Дело в том, что труппа из Екатеринбурга представила «Пиковую даму» с уточнением — версия без слов. Заметьте — труппа драматическая. А сам спектакль — подлинное явление пластического искусства. Действительно, ни единого слова не было произнесено. Только движенье тел, сплетенье рук, ног, теней. Нельзя требовать от драматических актеров профессиональной хореографии. Но это никому и на ум не приходило — настолько сложной казалась со стороны их пластика (и наверняка такой непростой была и для самих участников). Никому — из тех, кто не сбежал из зала в течение первых двадцати минут, а таковых, признаться, было достаточно — примерно шестая часть переполненного зала. Не буду винить таких зрителей, которые, видимо, плохо прочли афишу перед приобретением билетов. Пластическая драма — жанр не для всех. Но зато остальная публика была очарована происходящим на сцене. Мистический музыкальный текст Павла Акимкина накладывался на столь же непростые и одновременно лаконичные декорации художника Максима Обрезкова. Сам хореограф, порой прибегая к цитированию стиля знаменитой Пины Бауш, большей частью опирался на собственные силы и талант. И это было волшебно. Невозможно не удостоить самых высоких похвал народную артистку России Светлану Замараеву в роли (или все же партии?) графини Анны Федотовны, Сергея Молочкова (Германн), Павла Поздеева (Тайная недоброжелательность), Любовь Олейник (Лизавета Ивановна), Алексея Журавлева в комичной партии Камердинера и других участников. Совместная деятельность создателей спектакля составила завораживающую картину — и одновременно очень сложную. Очень советую любителям театра, оказавшимся в Екатеринбурге, не пропустить эту работу. Коллеги, с которыми я пересекался в фестивальном закулисье, единодушно отмечали этот спектакль как самый запомнившийся на смотре. Полностью с ними согласен.

Одним сплошным экспериментом показалась мне и постановка «Нос» Тимура Кулова, причем как по форме, так и по содержанию. Петербургский ТЮЗ отдал под нее свою Малую сцену, которая на самом деле весьма камерна: зрители оказываются вместе с персонажами в тесном помещении бара, где разворачивается действие. Молодому режиссеру повезло с актерами. Они отработали свою часть дела полностью и даже более того. Чего стоит только труд Анны Лебедь в роли коллежского асессора Ковалева, которой безусловно веришь в ее безносости, хотя сам нос красуется на своем месте. Забавна и жизненна пара полицейских в исполнении Виталия Кононова и Ильи Божедомова. Актриса Василина Стрельникова стала той самой звездой эпизода, которая запоминается едва ли не больше исполнителей главных ролей: ее Гадалка — работа экстра-класса. К спектаклю в целом все же есть вопрос — один, но, как мне представляется, весьма важный. Тимур Кулов расширяет гоголевскую историю. И когда именно расширяет, внося действительно новые краски, и нетривиально глядит на того или иного персонажа, у него это получается неплохо и часто остроумно. Но когда в поисках нового режиссер отчего-то вкладывает в уста персонажа явную банальность — то, что до этого было десятки раз сказано и повторено (например, очередной пафосный всхлип про «маленького человека»), — это снижает впечатление и превращается из творческого поиска в «дописывание за классиками». В петербургской афише по этой причине случались настоящие репертуарные провалы. Тюзовский «Нос» отнюдь не таков — это крепкая, интересная, порой вызывающая работа. Но хочется, чтобы режиссер посмотрел на свое детище и на предмет шероховатостей, не растворившись в похвалах, которых постановка, несомненно, заслуживает.

Если «Нос» занимает промежуточное положение между экспериментом и зрелищем, то «Горе от ума» Красноярского драматического театра имени Пушкина — это развлечение чистое, беспримесное, яркое и фонтанирующее. Режиссер Олег Рыбкин подошел к грибоедовской классике легко и непринужденно: героев отправил в номенклатурное брежневское прошлое, а чтобы им — и зрителям заодно — там не было скучно, решил комедию в жанре концерта с репертуаром, царившим на танцплощадках в семидесятые годы. Давным-давно, работая в газете родного города, я изучал ее архивы и наткнулся на статью о рейде общественности по местным дискотекам (они тогда назывались вечерами танцев, а публику туда пускали по рублю за голову, я такие афиши краской по холсту помню отчетливо). Так вот, главная претензия была одна — увлекаются организаторы зарубежными мелодиями и ритмами, очень мало произведений советских композиторов! Красноярским «Горем» проверяющие из горкомов комитета и партии остались бы очень довольны. Наши, советские хиты самых популярных ВИА (была такая аббревиатура) органично и задорно исполнялись и Чацким, и Скалозубом, и остальными персонажами, и подпевкой, облаченной в блестящую, вырвиглазную красоту. Слышал один надменный отзыв: «Дешево!» Но снобизм ныне не актуален: все остальные зрители неистовствовали от восторга. Как по мне, так постановка прекрасна: текст Грибоедова звучит практически без искажений, а под рубиновыми звездами (отличная работа сценографа Никиты Сазонова с этой и другими деталями) идет концерт. Настроение — сверх границ. И очень, очень понравились Георгий Дмитриев в роли Скалозуба, Максим Клиновицкий (Молчалин) и особенно Никита Косачев в образе Чацкого.

Завершил фестиваль спектакль Белорусского государственного академического театра юного зрителя «Женя + Таня = любовь». Российский режиссер Татьяна Самбук, работающая также и с белорусскими труппами, преподнесла онегинский сюжет в виде этнографического фарса-капустника. Мне сначала было трудно воспринять ткань такого повествования, а некоторая приземленность действия поначалу раздражала. Все изменилось, когда на первый план вышла музыка: композитор Дарья Гарбузняк создала для характеристики персонажей оформление, отчетливо кренящееся в фолк. В итоге все получилось напевно и нервно, а образы, воплощенные Маргаритой Киселите (Татьяна), Геннадием Гаранским (Евгений), Алиной Короткевич (Ольга) и Натальей Холодович (Няня) оказались вполне классическими и одновременно знакомыми не только по хрестоматии, а как если бы такие типажи были нашими соседями. И да — создатели явно задели зрителей за живое, некоторые из которых даже вступили с героями спектакля в диалог прямо по ходу действия. Было смешно.

Думаю, именно в этом кроется главный залог успеха Брянцевского фестиваля — отобранные его командой спектакли не оставляют публику равнодушной. Не так, как бывает: посмотрели и ладно. Все девять дней фестиваля в ТЮЗе шел живой диалог профессионалов, коллег по цеху, зрителей и молодого поколения как актеров, так и поклонников театра. Директор ТЮЗа имени Брянцева Светлана Лаврецова может гордиться и организацией, и наполнением смотра.

Автор
Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе