На труппу нашли управу

Григорий Ивлиев: «Если человека увольняют, значит, театру он не нужен»

...Можно сказать одно: артисты больших и малых академических театров своим не всегда красивым поведением и скандальным нравом, подметными письмами, интригами и проч., по сути ускорили внедрение средства против себя же: минкультовские поправки в трудовой кодекс, называемые законом о творческих конкурсах, будут рассмотрены на заседании правительства уже 23 мая. 

Так что поднадоевшая и крайне несовременная бравада «а меня по закону никто не имеет права уволить» закончилась. Теперь это право появится.

фото: Михаил Ковалев

Вполне вероятно, что при более гладком течении жизни к творческим конкурсам (в качестве синонимов СМИ также жонглируют словами «переаттестация» и «переквалификация» — они неточны) никто бы и не возвращался. Просто со временем все перешли бы на контракт и горя б не знали. В любой симфонический оркестр и так принимают по конкурсу, но планка всегда разная: одно дело попасть в грантоносную Мариинку, другое — сидеть за 5000 рублей где-нибудь во Владивостоке...

Но люди у нас сложные, прежняя система дала сбой, театры вдруг забурлили-загудели, артисты (не желая признавать себя балластом) начали публично сжирать худруков, а худруки, боясь сокрушительных скандалов, и тронуть труппу не смели. Бастовал драмтеатр Станиславского (и сейчас, по слухам, там неспокойно), бастовал Театр Гоголя, остаются непонятки с Таганкой, налицо конфликт Иксанова с Цискаридзе... Слава богу, Олег Меньшиков не допустил раздрая с «Ермоловой»; спасибо, что вахтанговцы вовремя вняли голосу разума и не форсировали конфликта с Туминасом... Но это, скорее, исключения из правил. Подоплека скандалов во всех случаях разная, но в сухом остатке видим одно и то же: назрела необходимость четкого правового урегулирования трудовых конфликтов. Ну не может артист числиться в театре, если он годами не выходит на сцену (говорят, у одной скандальной балерины до сих пор книжка лежит в отделе кадров Большого театра, ее не могут уволить!).

Так что генеральную идею всей этой затеи с обязательной отправкой всех творческих работников на «переквалификацию» раз в 5 лет мы видим именно в «перетряхивании» закостенелых творческих коллективов, нуждающихся в серьезной реорганизации. Как прокомментировал нам еще в октябре зампредседателя СТД г-н Смирнов, в самом театре будут собираться комиссии по переизбранию (куда войдут представители учредителя — Минкульта или Департамента по культуре Москвы), но все это будет касаться исключительно артистов, заключавших с театром договор на неопределенный срок; контрактников, которых становится все больше и больше, это вообще никак не коснется.

Сейчас тот же вопрос мы задали заместителю министра культуры Григорию Ивлиеву:

— Правда ли, что к срочникам законопроект не имеет отношения?

— На срочные договоры никто не покушается, они останутся в практике в той мере, в которой необходимы. Смысл законопроекта — это правильное и бесконфликтное формирование трудового коллектива концертной организации или театра; да, в ряде случаев это может привести к увольнениям, но задача заключается в том, чтобы использовать именно правовые рычаги: если человека увольняют, значит, он не нужен театру. Но решаться это будет гласно, в результате работы комиссии и в ходе публичного обсуждения, а не кулуарно, одним росчерком пера начальника. Условия конкурса будут известны всем заранее, все знают о своих сроках, стремятся совершенствовать работу...

— Немножко трудно представить, как, допустим, в театре эти конкурсы пройдут...

— Ну почему трудно? Они же были в советское время. Пройдут примерно по таким же принципам, как и конкурсы на занятие должности научно-педагогического работника. Это все апробировано. Предоставляется определенный набор документов, подтверждающий ту или иную направленность работы, оценивается предыдущая деятельность, определяются требования на будущее... Если это совпадает с амплуа, возрастом, психофизикой, возможностями артиста — его снова берут на работу. Мы ожидаем, что, КАК ПРАВИЛО, в результате конкурсов произойдет именно переназначение. А те, кто не занят в репертуаре, будут искать работу в другом учреждении. Причем это не означает, что люди насовсем уйдут из творческой жизни: у нас, слава богу, много учреждений... Есть недоукомплектованные театры, оркестры.

— То есть положения на рынке труда конкурсы существенно не изменят?

— Не думаю. Мы по-прежнему готовим новых артистов в достаточно большом количестве, не снижая набора, несмотря на то что находимся в демографической яме. Главное то, что закон избавит нас от конфликтов, которые сотрясают искусство в последнее время.

— А можно ли сказать, что эти конфликты — с Театром Гоголя, с Театром Станиславского, с Большим театром — подтолкнули к быстрой разработке законопроекта?

— Не «подтолкнули», а постоянно подталкивают. Законопроект разрабатывается в течение года, он прошел уже все необходимые общественные слушания, обсуждение в Комитете по культуре Госдумы — и у всех есть понимание, что этот способ регулировать трудовые отношения очень востребован. Он и станет основным наравне со срочными договорами. Прохождение конкурса раз в 5 лет считаю оптимальным сроком. А когда примут, смотрите: 23 мая — заседание правительства, затем закон внесут в Госдуму. В весенней сессии, как мне кажется, Госдума успеет принять его лишь в первом чтении, затем последуют доработка и поправки, а осенью примут окончательно.

— А когда реально начнутся конкурсы?

— Мы даем разумные сроки: процедура должна пройти в течение года после вступления закона в силу. То есть за год коллективы должны изменить свои уставы, создать комиссии, определиться с тем, что им нужно...

— Но конкурс — штука обязательная?

— Для ряда творческих профессий — скажем, артиста балета — да.

материал: Ян Смирницкий

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе