«Мы на Коэльо уже сдвинулись»

«Театр Юрия Васильева» первым в России поставил спектакль по роману бразильского писателя с благословения автора

Юрий Васильев полагает, что в современном театре за действием теряется Слово

«Для меня этот показ – своеобразное испытание предела человеческих возможностей. Пограничная, экстремальная ситуация. Еще две недели назад мы фактически не знали второго акта», – признался в интервью газете ВЗГЛЯД накануне публичного представления спектакля «Вероника решает умереть» художественный руководитель театра своего имени, народный артист России Юрий Васильев.

27 марта «Театр Юрия Васильева» представит публике спектакль по нашумевшему роману бразильского писателя Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Пока это только предпремьерный показ. Основная премьера намечена на осень и обещает стать громким событием в театральной жизни столицы – ожидается, что ее посетит сам автор романа.

Впрочем, уже сейчас вокруг постановки царит ажиотаж, ведь «Театр Юрия Васильева» станет первым в России, на сцену которого перенесли произведение Коэльо с личного позволения писателя. Получить его благословение в принципе считалось нереальным, и самый молодой из московских театров – ему нет и года – расценивал свои шансы как нулевые.

Но для Юрия Васильева, похоже, нет ничего невозможного. К примеру, еще год назад, когда он готовил к открытию авторский театр и ставил на его сцене спектакль «Продавец игрушек», некоторые называли это безумием, ведь помимо руководства театром и режиссерской деятельности, Юрий Борисович продолжает играть в Театре Сатиры, которому посвятил 35 лет жизни, ведет курс в ГИТИСе. А благодаря гранту Госкино и симпатиям публики, зимой 2011 года увидит свет и фильм «Продавец игрушек» с участием актеров труппы, а также приглашенной французской звезды Пьера Ришара.

«Вероника решает умереть» – второй проект театра, который «содержит рассуждения о том, что в современном мире желания, мечты и дух человека подавляются всеобщей стандартизацией. Стать свободным, суметь найти для себя смысл жизни – основа личного счастья каждого». Напомним, в книге речь идет о молодой девушке, совершившей неудачную попытку самоубийства и очнувшейся после этого в психиатрической клинике «Вилетта». Там Веронике сообщают, что жить ей остается не больше недели, так что, по сути, цель достигнута, но с небольшим опозданием. И только в период ожидания смерти героиня вдруг осознает, что ей совершенно не хочется умирать.

В преддверии показа Юрий Васильев рассказал газете ВЗГЛЯД о том, что нынешнее поколение живет бездумно, а роман Коэльо – «Война и мир» нашего времени.

ВЗГЛЯД: Юрий Борисович, после «Продавца игрушек» вы собирались ставить «Фиесту» Хемингуэя. Почему отказались от этой идеи?

Юрий Васильев: Когда я в очередной раз перечитал мое любимое произведение, понял, что Хемингуэй – это все-таки автор моего поколения. В 1970-е годы, когда я учился в театральном (училище им. Б. Щукина – прим. ВЗГЛЯД), он был страшно популярен – портреты Хема тогда висели буквально везде. Но по училищу я как раз запомнил, что переводить Хемингуэя на сцену очень трудно. Это такой айсберг на поверхности: говорит одно, а внутри скрыто другое. Над ним нужно крепко думать, а сегодняшний зритель к этому не привык. Хемингуэй слишком зашифрован для него.

ВЗГЛЯД: А у Коэльо все, напротив, расшифровано?

Ю.В.: У Коэльо, во всяком случае, очень близкая ситуация. Сегодняшняя. Ведь не случайно он популярен именно у молодежи. У нынешнего поколения утеряна идея жизни. Худо-бедно, но раньше хотя бы был комсомол. А сейчас не осталось никаких ориентиров: что хорошо, что плохо. По сравнению с советским временем у нас есть практически все – были бы деньги. Поэтому у нашей молодежи два пути: либо жить ради их зарабатывания, либо прозябать, никуда не вылезая и ни к чему не стремясь. У нас же какой-то сумасшедший дом! Полное ощущение психушки, где совершенно непонятно, кто нормальный, а кто – нет.

ВЗГЛЯД: Как в коэльевской «Вилетте»...

Ю.В.: «Вилетта» – ограниченный мир, в котором главный врач – бог и спаситель. Ведь господь каждому из нас дает испытаний столько, сколько человек действительно может выдержать. Одному в последний момент протягивает руку, от другого отворачивается. Так что это только кажется, что доктор жестокий. К тому же у Коэльо очевидно, что Вероника уходит из жизни играючи, без трагедии, в чем я, кстати, не согласен с фильмом, где она решается на суицид, будучи совершенно измученной. А в книге героиня постоянно думает о том, как она будет выглядеть после смерти – некрасиво, неэстетично. И выбирает таблетки – то есть такой способ свести счеты с жизнью, который в любой момент можно остановить. Мы пытаемся быть как можно ближе к Коэльо. Он, кстати, не смотрит постановки по своим произведениям, но мы надеемся, что для нас сделает исключение.

ВЗГЛЯД: Он ведь одно уже сделал для вас – дал добро на эту постановку. Как вам удалось заручиться поддержкой писателя? Ведь он в свое время запретил Михалкову своего «Алхимика»...

Ю.В.: Не разрешил, да. Не знаю, что там конкретно произошло, но, по словам людей, которые принимали в этом участие, Коэльо неожиданно сказал всему процессу «стоп», хотя уже шли пробы. А мы написали ему простое, человеческое письмо. О том, что многим из творческой труппы помогла в жизни его «Пятая гора», а сам я – тот человек, который записал на студии «Союз» «Дневник мага» (слышал, что запись эта пришлась ему по душе). Через неделю приходит ответ – расскажите о вашем театре. Мы написали, что театр у нас такой, после которого люди должны уходить с ощущением света и надежды в душе. Вы посмотрите вокруг! Сегодня и театр, и телевидение, и остальные СМИ делают что-то страшное! Кругом насилие, агрессия, стремление к уродству. Наш театр должен быть отдушиной, выводить человека. Если после спектакля человек задумается хоть на секунду, просто услышит слова...

Роль Вероники исполняет молодая актриса Агния Дитковските, больше известная по фильмам. Режиссер учит ее тому, что значит работать в театре (фото: пресс-служба Театра Юрия Васильева)

ВЗГЛЯД: А разве в театр приходят за чем-то другим?

Ю.В.: Сегодня за действием теряется Слово. Сюжет зачастую важнее всего остального. А сложность Коэльо и заключается в том, что его нужно слушать. Причем его мысли должны быть и твоими тоже, чтобы им поверили, чтобы действие не подавило интерес к Слову. Энергия мысли – это вообще самое сложное в театре.

Наш драматург Ольга Погудина после прочтения «Вероники» в сто пятидесятый раз сделала очень интересный вывод: по количеству мыслей в этой маленькой книжке заключена «Война и мир». Причем мыслей актуальных, отражающих современные реалии. Помните, доктор говорит Эдуарду: вы ненавидите этот мир, который устроен не так, как вам хотелось бы. Очень молодежная тема. Как жить в мире, где все построено на жажде наживы? И как от всего оградиться, если не хочешь подчиняться таким правилам? Вот и получается, что кто-то проводит время на дискотеках и в барах, кто-то в Интернет зарывается. Это и есть ограждение от мира. Люди перестали писать обычные письма, в любви признаются через картинки, общаются по скайпу, находят друзей в соцсетях – на мой взгляд, это все ненормально. Вот мы с вами сегодня встретились, смотрим друг другу в глаза, ведь это совсем другое – живое общение!

А когда человеку отмеряют всего пять дней жизни, только тогда он начинает шевелиться, жаждет сделать то, мимо чего проскакивал. Мы же ни-че-го не замечаем вокруг! Хоп, прыгнул в машину, помчался по делам. Да остановись ты! Оглянись вокруг!

ВЗГЛЯД: А вам самому удается жить так, словно этот день – последний?

Ю.В.: Ну кто из нас реально думает о собственной смерти? Каждый уверен, что впереди еще уйма времени. Но мир ведь устроен так, что невозможно предугадать, каким окажется сегодняшний вечер. Нужно каждый день что-то делать. Пусть маленькое, главное – не топтаться на месте, главное – чтобы что-то происходило в жизни. Вот, например, для меня этот показ – своеобразное испытание предела человеческих возможностей. Пограничная, экстремальная ситуация. Еще две недели назад мы фактически не знали второго акта. Но при желании нет ничего невозможного, человеческие силы беспредельны.

ВЗГЛЯД: Вы репетируете в Доме актера, сцену арендуете. Планируете когда-нибудь обзавестись собственной площадкой?

Ю.В.: Честно говоря, не знаю. Все в руках божьих. Но мы к этому стремимся.

ВЗГЛЯД: Ваш театр называют новаторским. Почему?

Ю.В.: Когда-то я поставил спектакль «Секретарши» (театр Сатиры, 1999 год – прим. ВЗГЛЯД), получил с ним все премии Москвы, его воспринимали как абсолютно новаторский. А на вручении очередной премии мне сказали: ваш спектакль настолько старомоден, что сегодня производит впечатление абсолютно нового. Я стремлюсь к театру моей юности. Когда мне было тяжело и трудно, я шел на «Принцессу Турандот» в Театре Вахтангова или смотрел «Спартака» в Большом с великими Васильевым, Лиепой... Выходил после этого балета на остановку и... танцевал. На меня смотрели как на сумасшедшего. Но ведь это была не показуха, а потрясение! Сейчас театр, увы, не потрясает.

Наш зритель чем отличается от западного? Западный заявляет: можете делать все, что угодно, только меня не трогайте. А наш приходит с желанием поплакать или посмеяться – проникнуться. И если ему это дают, он счастлив. Вот мы «Андрюшу» сыграли (вечер памяти Андрея Миронова), так весь зал встал, и невозможно было остановить аплодисменты. Потому что это – единая эмоция. Но такие моменты редки. Стремимся к тому, чтобы их было больше.

ВЗГЛЯД: У вас дебютируют или уже дебютировали «киношные» актеры: Агния Дитковските, Оксана Акиньшина, Василий Степанов...  Как работается с молодежью?

Ю.В.: Трудный процесс, ведь театр и кино – две совершенно разные вещи. Эти ребята замечательные, органичные, но они работают на камеру. Как это происходит обычно: прожил один эпизод – и стоп, пауза. Могу сперва последнюю сцену сыграть, потом первую. А в театре нужно от начала и до конца сохранить всю энергетику, уметь распределить ее на три часа сценического действа, прожить свою роль. И это как раз самое трудное.

ВЗГЛЯД: И как, справляются?

Ю.В.: Не буду давать оценок. Но шаги есть, и в правильном направлении. У Агнии я вижу мощный рывок. Оксана пока еще ищет себя, но путь уже намечен, и это главное. Вася Степанов мне очень интересен. У него чрезвычайно трудная роль – практически полное молчание. Но чувствуется, как сильно он хочет ее сыграть. Я их всех люблю. Знаю, как общаться с каждым из них, где выдержать каприз, где, напротив, чуть-чуть надавить. И все это идет от человеческого желания – чтобы у них получилось. Для меня это самое большое счастье.

ВЗГЛЯД: Вы уже решили, какая постановка будет следующей?

Ю.В.: Нет, сейчас я думаю только о Коэльо. Ночей не сплю. Мы на нем уже сдвинулись всем коллективом. Наташе (Наталия Дорошкевич, генеральный продюсер Театра Юрия Васильева – прим. ВЗГЛЯД) даже приснился Коэльо, который сказал: знаете, меня столько уже ставили, но никто еще не донес до публики то, что я хотел сказать. Очень надеюсь на вас!

Мария Меринова

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе