Мужчин.здесь.net

На необычной премьере Волковского театра «Дом Бернарды Альбы» 20 актрис лепили пельмени, мыли полы и страдали без женихов

Что будет, если запереть в одном доме несколько женщин и отобрать у них самое главное – возможность создать семью? О том, до чего может дойти женщина без мужчины, о тоске по счастью и бабьей зависти новый спектакль Евгения Марчелли. В нем зрителей удивляли не только новым взглядом на старую испанскую историю, но и необычным пространством и шокирующим натурализмом.

Небольшое испанское селение. У Бернарды Альбы умирает муж, и она объявляет 8-летний траур. С этого дня пять ее дочерей, сумасшедшая мать, две служанки и она сама наглухо заперты в стенах собственного дома. Куда, по словам Бернарды, не будет доступа даже ветру, не то что мужчинам. Так начинается пьеса. В постановке же Евгения Марчелли перед этим на площадку в бешеном танце вылетают все актрисы, занятые в спектакле. Они извиваются, призывно протягивая руки, и мечутся по сцене, словно одержимые фурии. Зрители на новой, средней, сцене, находящиеся лицом к лицу с актрисами, тоже оказываются запертыми в этом воображаемом доме-тюрьме.

Когда мать и дочери выносят на сцену алюминиевые ведра и начинают, подоткнув сорочки, тщательно намывать пол, сцена блестит от воды, все происходит по-настоящему. На кафельных столах раскладываются мука, яйца, лук и мясо. За разговорами женщины делают фарш и лепят пельмени. И даже когда Аделу (Мария Полумогина), соблазнившую жениха старшей сестры (Ирина Сидорова), начинает тошнить за обеденным столом, этот процесс тоже на сто процентов натуралистичен. На полу растекается отвратительная лужа. К такому натурализму можно отнестись по-разному, например брезгливо морщиться. Но того, чего хотел, режиссер, видимо, добился. В этот момент ты не задаешься вопросом зачем, просто веришь. Чрезмерный натурализм вперемешку с фантазиями, полными завораживающей пластики, совершенно выбивает зрителя из обыденной реальности. Непривычное воплощение, но тема, по словам режиссера, все та же, вечная.

– Это история прежде всего о любви, – заявили накануне премьеры и он, и исполнительница роли Бернарды Татьяна Малькова.

Хотя тут и возникает противоречие. Казалось бы, история, наоборот, менее всего о любви. А точнее, даже о том, что происходит в женской душе при ее недостатке. Каждая из героинь, включая сумасшедшую мать Бернарды (Татьяна Позднякова), одержима отчаянными мыслями о замужестве. Они жестоки друг к другу, люто завидуют старшей, когда ту сватает молодой красавец. Младшая идет дальше и просто соблазняет чужого жениха. Но это не приносит ей счастья. Спектакль начинается смертью отца и заканчивается смертью Адели. А оставшиеся в живых обречены год за годом стареть и умирать в запертом на глубокий траур доме. Их мать так понимает правильное воспитание.

– Женское одиночество в мужском пространстве – вечная тема. Она и сегодня актуальна как никогда, – считает Марчелли, и, наверное, он прав.

Героини отделены от любви, о которой столько мечтают, стенами дома и деспотичной волей матери. А что отделяет от искренних чувств современных женщин? Кого-то надежнее, чем любые стены, держат законы общества потребления. Любовь не вписывается в современный график с его ритмом жизни, зашкаливающим эгоцентризмом и стремлением заработать как можно больше. Но, выходя из «Дома Бернарды Альбы», кто-то наверняка задумается, что еще не поздно все изменить. Кстати Мука, яйца, лук, сырое мясо – такой набор продуктов предстоит покупать перед каждым выходом «Дома Бернарды Альбы». Поверхность столов, на которых героини лепят пельмени, специально покрыли кафелем. Это для того, чтобы из спектакля в спектакль их можно было легко мыть от муки и воды. Только цифры 148 зрительских мест на новой, средней, сцене 20 актрис в двух составах заняты в спектакле 350 тысяч рублей стоит проектор 16 люмен и с разрешением на расстояние 100 метров 500 тысяч рублей потрачено на костюмы. Это самая дорогая часть спектакля

Ярославский регион
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе