«Моцарт и Сальери. Версия»: А был ли Сальери убийцей?

Ещё одна премьера на Малой сцене в Театре Терезы Дуровой — спектакль «Моцарт и Сальери. Версия».

Конечно, сразу на ум приходит, что это постановка по мотивам пьесы Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Я бы сказала не только и не столько.


Первое, что я подумала после спектакля: действительно, что обычный человек, не связанный с музыкой, знает об Антонио Сальери? В общем почти ничего, разве то, что он является причиной смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Если музыка Моцарта многим хорошо знакома, то вряд ли кто-то назовет хоть одно музыкальное произведение Сальери. А с чего все началось? В 1791 году в Европе вышла газетная публикация, в которой утверждалась причастность Сальери к отравлению Моцарта. И даже ходили слухи, что Сальери сам признался в преступлении, находясь в расстройстве рассудка. Но перед смертью он отрицал это, утверждая, что это гнусные сплетни. Используя эти расхожие слухи, Пушкин и создал свою пьесу. Многие его критиковали за это его произведение, ибо достоверных доказательств этого преступления нет. Вообще Сальери был уважаемым по тем временам человеком: занимал пост придворного капельмейстера и это была очень важная в музыкальном мире Европы должность. Он был уважаемым педагогом, среди его учеников были: Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист.


Удивительно, но «Маленькие трагедии» Пушкина очень «подмочили» репутацию великому композитору. В 1997 году во Дворце юстиции в Милане состоялся суд, на котором решалось, виновен ли Антонио Сальери в смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Сальери был полностью оправдан, так как не нашлось убедительных доказательств его вины.

Костюмы заслуженного художника РФ Виктории Севрюковой невероятно украсили спектакль. Чего стоят жилеты Моцарта и Сальери! У меня была возможность рассмотреть детали этих произведений искусства. Даже музыканты одеты в стилистике времени Моцарта и Сальери.


В спектаклях Терезы Дуровой музыка — это всегда полноправный участник действа. Все инструменты тщательно подобраны в соответствии с временем, о котором идёт речь в спектакле. В состав оркестра входят исторические инструменты: клавесин, виола да гамба, виоль д’амур, барочная гитара. В спектакле звучит музыка Моцарта, Сальери, Ариости, Монтеверди и других. Музыка просто волшебная! Отдельно хочу отметить скрипача Илью Мовчана. Такой экспрессии при игре на скрипке я давно не видела. Мадригалы в исполнении Егора Комарова были невероятно прекрасны.

После такого спектакля, думаю, стоит задуматься о весе слова уважаемых людей. Понятно, кто для всех нас Александр Сергеевич Пушкин и мы безоговорочно верим ему, перекладывая образ литературного героя на реального человека. И это несмотря на то, что спустя два столетия с Сальери были сняты все ложные наветы и он был полностью оправдан, мы продолжаем находиться в плену мифов. Предлагаю прийти на спектакль и разобраться самим, какова ваша версия развития этих событий. Режиссер постановки, народная артистка РФ Тереза Дурова оказалась права: после этого спектакля хочется познакомиться с музыкой и Моцарта, И Сальери.


Автор
Марина Казакова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе