Миндаугасу Карбаускису выдали сцену

У Театра имени Маяковского появился новый главный режиссер

Художественным руководителем Московского театра имени Маяковского назначен режиссер Миндаугас Карбаускис. Комментирует РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Место худрука Театра имени Маяковского оказалось вакантным два месяца назад. Тогда в отставку ушел стоявший почти десять лет во главе театра Сергей Арцибашев. Ушел "по собственному желанию", но не по своей воле: еще в январе против худрука выступила значительная часть труппы театра. 

Группа актеров, в том числе и ведущих (Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Евгения Симонова), вменила в вину Арцибашеву как творческий, так и хозяйственный упадок театра. В последние годы в репертуаре появлялось слишком много случайных спектаклей, про некогда знаменитую Маяковку перестали писать серьезные критики, театр явно оказался на обочине жизни, да и само историческое здание на Большой Никитской улице изрядно обветшало и перестало соответствовать любым нормам — как в зрительской его части, так и в закулисной. Труппа потребовала от власти перемен.

Однако сместить Арцибашева оказалось легче, чем найти ему замену. Долгое время самым вероятным кандидатом считался уважаемый мастер Адольф Шапиро — с ним вели долгие переговоры, но он все-таки отказался: Театр имени Маяковского сейчас не в том состоянии, чтобы считать его соблазнительным предложением. В конце апреля говорили, что худруком практически наверняка будет назначен нынешний руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов — ученик Андрея Гончарова, режиссера, руководившего Маяковкой всю последнюю треть прошлого века и державшего театр в числе популярных лидеров. Но вроде бы уже решенное назначение тоже вскоре "рассосалось": якобы Голомазов, хотя бы на время, хотел сохранить за собой оба театра, а на такое совместительство власти не решились. В списке возможных кандидатов фигурировали и более молодые, но уже известные режиссеры — Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис. Никто из них, впрочем, заявлений не делал. Никаких конкурсов на замещение вакантной должности комитет по культуре города Москвы (Маяковка — театр городского подчинения) не объявлял — решали за закрытыми дверями.

Вчера труппе театра наконец был представлен новый худрук. Им стал 39-летний Миндаугас Карбаускис — один из самых известных московских режиссеров, пользующийся особой благосклонностью критики. Уроженец Литвы, ученик Петра Фоменко, лауреат премии Станиславского и "Золотой маски", он прославился спектаклями в Театре Олега Табакова, МХТ имени Чехова и Молодежном театре — "Старосветские помещики", "Рассказ о семи повешенных", "Когда я умирала", "Копенгаген", "Рассказ о счастливой Москве", "Ничья длится мгновенье" и др.

Карбаускиса-худрука нельзя в полной мере считать креатурой столичных властей. Его имя в качестве желаемого назвали сами актеры Театра имени Маяковского, прежде всего те, кто затеял свержение Арцибашева. Карбаускис, иностранец по паспорту и человек с репутацией строптивца с нелегким характером, наверняка не входил в круг чиновничьих любимцев. И все-таки это довольно сильный шаг со стороны комитета по культуре. Пожалуй, самый сильный в столичной театральной кадровой политике за долгие годы. Карбаускис получил очень серьезное назначение первым из тех режиссеров, кто, по мнению многих, созрел для руководства театром, но при сохранении старой кадровой политики имел очень мало шансов попробовать себя в качестве худрука репертуарной академии.

Другое дело, что передать всю власть в руки Миндаугаса Карбаускиса комитет по культуре так и не решился. Новому худруку пока не разрешили назначать администрацию по собственному разумению: директором театра стала Евгения Куриленко, имя которой ни театральной общественности, ни, что важнее, самому Карбаускису прежде известно не было. Вообще, залог успеха этого очень талантливого режиссера на посту худрука Театра имени Маяковского зависит не только (или даже, как бы странно это ни звучало, не столько) от его творческой формы, сколько от той свободы действий, которой ему будет позволено воспользоваться. Здание Театра имени Маяковского нуждается в срочном ремонте, репертуар — в радикальном обновлении и осмыслении, а труппа — в строгой ревизии.

РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе